Кровавый ручей Вундед-Ни. Как армия США учинила последнюю бойню индейцев
В январе 1891 года американское издание Aberdeen Saturday Pioneer выпустило материал, полный гнева и ненависти к индейцам. Автор статьи требовал покончить с проблемой раз и навсегда.
«Стереть этих диких и неприручаемых тварей с лица земли»
«Наша безопасность требует полного уничтожения индейцев. Притесняя их в течение веков, мы должны, чтобы защитить нашу цивилизацию, ещё раз их притеснить и стереть, наконец, этих диких и неприручаемых тварей с лица земли», — писал журналист. Автором статьи был Лаймен Фрэнк Баум, сегодня известный всему миру как создатель книги «Удивительный волшебник из Страны Оз».
Будущий сказочник жаждал крови, однако его рвение было излишним. «Окончательное решение индейского вопроса» к тому времени в Соединенных Штатах вошло в завершающую фазу. То, что стало поводом для статьи Баума, сегодня известно как «Бойня на ручье Вундед-Ни».
В американской историографии ее принято считать последним актом Индейских войн, однако, по сути, сражением произошедшее не являлось. Слово «бойня» первым использовал главнокомандующий армией США Нельсон Майлз.
«Пляска Духов»
К 1890 году активное сопротивление индейцев было сломлено. Главной причиной стало массовое истребление бизонов «бледнолицыми» — охотники выбили животных, являвшихся основой жизни индейских племен. Гордым индейцам приходилось соглашаться на любые условия и притеснения просто для того, чтобы выжить.
В 1890 году американские власти были обеспокоены появлением среди индейцев поклонников нового культа — «Пляски Духов». Его сторонники верили в возрождение индейских народов и в исчезновение белых. И хотя новые индейские проповедники не призывали к насилию, власти решили пресечь саму возможность восстания в зародыше.
15 декабря 1890 года при попытке ареста был застрелен индейский вождь Сидящий Бык, а также его 17-летний сын.
После этого несколько сотен индейцев, поклонников «Пляски Духов» решили скрыться в отдаленном районе резервации Пайн-Ридж.
Встреча у ручья
Дело в том, что индейцы узнали — военным отдан приказ изъять все оружие. Но без оружия коренные жители лишались возможности охотиться, а это грозило не только окончательным расставанием с привычным образом жизни, но и голодной смертью.
Вел группу индейцев вождь по имени Пятнистый Лось, также известный как Большая Нога. С ним было около 120 мужчин, а также 230 женщин и детей. При этом Пятнистый Лось был тяжело болен, и это усугубляло положение дел.
28 декабря 1890 года индейцы встали лагерем на ручье Вундед-Ни. Там их настиг отряд полковника Джеймса Форсайта из 7-го кавалерийского полка. За 14 лет до этого данный полк был наголову разбит индейцами под предводительством Сидящего Быка, и для ветеранов подразделения любые действия против «краснокожих» в их понимании являлись «акцией возмездия».
Сдать оружие!
Утром 29 декабря полковник Форсайт приказал солдатам окружить лагерь, а от индейцев потребовал выдать все оружие. Ему выдали два ружья, и разгневанный офицер приказал начать обыск вигвамов. Солдаты не церемонились, переворачивая все верх дном. Кричали женщины, плакали дети, а индейские мужчины, первоначально не планировавшие сопротивляться, пришли в гнев.
Тем не менее удалось изъять еще 38 ружей. Форсайту и этого было мало — он потребовал личного обыска каждого.
Среди индейцев был мужчина по имени Черный Койот. Он не знал английского и, к тому же, был глухим. Индеец имел при себе винтовку, с которой не хотел расставаться. Отнять ее попытались двое солдат, завязалась борьба, прозвучал выстрел. Историки сходятся во мнении, что он был случайным, однако в накаленной атмосфере это стало сигналом. Солдаты Форсайта открыли беспорядочную стрельбу во все, что движется. Те из индейцев, кто спрятал винтовки, достали их и начали стрелять в ответ. Все происходило на небольшом участке земли, и поэтому почти каждый выстрел находил цель.
«Сын мой, оставь меня, я собираюсь сейчас умереть»
Перевес был на стороне солдат Форсайта — через несколько минут у индейцев не осталось тех, кто мог бы держать оружие. Однако огонь продолжали вести и по тем, кто не сопротивлялся.
Выживший индеец по имени Борода Дьюи вспоминал: «В то время как я лежал на спине, я смотрел вниз на ущелье и видел много женщин, убегавших и кричавших. Когда я увидел этих женщин, маленьких девочек и мальчиков, я поднялся. Я видел, как солдаты с обеих сторон ущелья стреляют в них, пока они не убили каждого... Пройдя немного далее, я наткнулся на свою мать, которая двигалась медленно, будучи очень сильно раненой... Она сказала: "Сын мой, оставь меня, я собираюсь сейчас умереть”».
Капитан Эдвард Годфри, со своей стороны, рассказывал: «Мне показалось, что прошло всего несколько секунд, прежде чем перед нами не осталось ни одного живого существа; воинов, скво, детей, пони и собак ... все пали под этим неприцельным огнем».
20 медалей за расстрел
Форсайт сообщил, что в бою в его отряде погибли 33 человека и еще столько же были ранены. Однако сами военные утверждали, что значительная часть потерь была вызвана «дружеским огнем» — в окруженном со всех сторон индейском лагере солдаты попадали друг в друга.
Что касается индейцев, то число жертв среди них властями было официально обозначено в 128 человек. Однако те, кто был на месте бойни, уверяли, что погибло не менее 300 мужчин, женщин и детей, включая вождя, Пятнистого Лося. Всех их закопали в большой общей могиле.
Главком армии США Нельсон Майлз счел действия полковника Форсайта провалом, а сами события назвал «бойней». Впрочем, его попытка отдать полковника под суд закончилась ничем — Форсайта оправдали, а 20 участников расстрела индейцев были отмечены высшей воинской наградой США — Медалью Почета.
Потомки индейцев вплоть до 2024 года не оставляют попыток добиться аннулирования наград за «Бойню на ручье Вундед-Ни». Пока, однако, такое решение не принято.
В 1990 году Конгресс США принес извинения за расстрел индейцев. Правда, в общем потоке резолюций конгрессменов извинения мало кто заметил.