Chevrolet, привезенный российскими дилерами, оказался дешевле отечественных автомобилей
От искры до пожара: дата-центры вредят энергоснабжению жилых домов в США, а с ИИ ЦОД всё станет только хуже
У новых Lexus GX на солнце плавятся детали машин
Январские каникулы традиционно были временем массовых распродаж на автомобильном рынке. Машины предыдущего года разлетались с максимальными за год скидками, и потому в салонах было не протолкнуться. Однако сегодня кажется, что в магазинах автомобилей как будто мор прошел. Куда исчезли клиенты? Виктор Левин 7 января, 15 часов, Киевское шоссе… У сети автосалонов по обе стороны дороги — пугающая картина. На парковках для клиентов, обычно забитых под завязку, не просто пусто, а вообще пусто! Кажется, что к любому парадному входу можешь подъехать хоть на тройке с бубенцами, хоть на «кибетраке» с прицепом, а места хватит еще и для фигурного дрифта. Внутри скучающие продавцы, похоже, сами не верили, что дяденька с улицы не просто ошибся дверью, а пришел за покупкой китайской колесницы. Их впервые за много лет было по-человечески жалко. Покуда вся страна отмечает Рождество, они вынуждены отбывать номера на рабочем месте. — Где же, где ваши покупатели? — спрашиваю у подошедшего менеджера. — Покупатели устали. — философски заметил консультант. — И когда они успели утомиться? — В декабре успели… Понятно, что купить новую машину по нынешним ценам — не за спичками сбегать. И ждавший неизбежного повышения утильсбора с 1 января 2025 года клиент отоварился раньше Нового года. И правильно сделал. Большинство дилеров китайских брендов уже повысили цены с учетом нового утильсбора. Если не брать во внимание дорогие электромобили и гибриды, где ценники выросли на 600 тысяч рублей и больше, то самые массовые машины с двигателями внутреннего сгорания и объемом до двух литров (а таких на нашем рынке — больше 90 процентов), прибавили к цене 100-150 тысяч рублей. Позвольте, но повышенный утильсбор коснется машин, завезенных в Россию ПОСЛЕ 1 января, а салоны торгуют товаром, за который платили по старым ставкам. Неужели дурят нашего брата? — Никто вас не дурит. — сердечно поведал один из продавцов и, показывая пальцем в потолок, добавил. — А вы курс доллара и юаня видели? И в самом деле, зеленая валюта колебалась в диапазоне от 82 рублей в июне до 110 рублей в конце ноября. Каждый скачок бил по карманам автодилеров больнее, чем дважды выросший утильсбор. Но автобизнес атакует и второй черный лебедь с острым клювом — ставки по кредитам, завязанные на ставку рефинансирования ЦБ. — Китайцы нам ничего в долг или на реализацию не дают. — заметил представитель популярного бренда. — Российские дилеры берут банковские кредиты на закупку автомобилей, а они, сами понимаете, 20+ процентов. И вообще дилеры жалуются, что мало кто из клиентов понимает экономику их трудного и рискованного бизнеса. Основатель одного из главных московских игроков авторынка Favorit Motors Владимир Попов признается: «Когда мы говорим „маржа на машине“, то предполагается, что берешь за 10 единиц, а продаешь за 11. Но реальная модель иная: купил за 10, продал за 9, а получил 11 только с продажей финансовых продуктов и дополнительным оборудованием. А бывает, что вообще ничего не зарабатываем на продаже новых машин, получая доход лишь на реализации по трейд-ину, сервисе и запчастей». Вот, кстати, наглядный пример этой схемы. За большой кроссовер GAC GS8, который на Авито и Авто. ру можно встретить за 3,5 миллиона, в реальности просят 4 870 000 рублей. В цену включены аж 20 «допов» от дилера, и купить машину без них нельзя. Дадут ли скидку? Дадут 400 тысяч. Если отдашь свою старую машину в трейд-ин. Кстати, GAC единственный из опрошенных дилеров, кто не правил цены с учетом выросшего утильсбора. Но обещает сделать это с 10 января. А вот в Geely тянуть с неизбежным подорожанием не стали. Тут тебе и «допов» набросают на миллион рублей, и новый утильсбор насчитают. В итоге линейка машин в шоу-руме имеет несколько шокирующий для избалованного «сверхвыгодными» предложениями в рекламе потенциального покупателя. Популярный в народе малыш на 1,5-литровом моторчике Coolray стоит без малого 3,2 миллиона рублей, бестселлер бренда Geely Monjaro перепрыгнул критическую отметку пяти миллионов на 200 тысяч, бывшая «Тугелла» под новым шильдиком Knewstar 001 дотянулась до 4,8 миллионов, а новинка прошедшего года красавчик Atlas Pro даже и без полного привода заехал выше 4 миллионов. Так неужели все это нескромное обаяние называется «рождественской распродажей»? Нет, конечно. Потому что никаких распродаж в этом январе нет совсем, соглашаются продавцы. Кстати, сообщения СМИ о том, что некие дилеры завезли в Россию ни то 300, ни то 500 тысяч китайских машин по старым ставкам утильсбора и готовы торговать ими аж до лета, вызвали у собеседников саркастически ухмылку: — Вы серьезно? И где эти стада автомобилей пасутся?.. К суровым реалиям 2025 года готовятся и в Haval, который благодаря тульскому заводу полного цикла, где и двигатели в 2024 году научились собирать, и растущий утильсбор платить жадному государству не обязаны. — У вас, наверное, дела лучше всех пойдут? — спрашиваю у менеджера. — Да если бы… — последовал неуверенный ответ. А причина в недостаточном оптимизме общая — курсы валют и ставки по кредитам, которые разоряют дилеров и отпугивают клиентов. Хотя в Новом году Haval уже поднял цены на 100-150 тысяч рублей, предоставляя при этом заметные скидки и даже беспроцентную рассрочку платежа на один год (при условии 70-процентной оплаты автомобиля). С такими козырями не исключено, что в ближайшем будущем российский Haval превратится по сути в монополиста. Ведь очереди из крупных китайских инвесторов, желающих построить большие автозаводы, пока не предвидится. Причина понятна: китайцы не только боятся американских санкций, но и предпочитают продавать готовые машины. А у российского покупателя, который устал от нашествия китайских автомобилей, еще есть шанс купить японцев или корейцев с европейцами без уплаты чудовищного утильсбора. Для этого, правда, придется отказаться от гарантий и уповать на честность параллельных импортеров, привозящих авто под ваш персональный заказ.