Выставка «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» в ГМИИ
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (ГМИИ) открывает серию выставок «Ars Graphica», стартовав 18 марта проектом «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века». В сотрудничестве с Российской государственной библиотекой, выставка посвящена деятельности Николая Ильича Романова, выдающегося русского ученого и педагога, руководившего Гравюрным кабинетом Румянцевского музея.
Экспозиция включает более 80 произведений западноевропейских и русских мастеров гравюры, среди которых работы Дюрера, Рембрандта, Хогарта и Домье. Некоторые из них не демонстрировались почти столетие. Посетители также увидят каталоги первых московских выставок графики, письма художников и искусствоведов. Выставка, являясь стартовым проектом цикла «Ars Graphica», отражает ключевые моменты истории Гравюрного кабинета – главного графического собрания Москвы.
«Мы возрождаем традицию графических выставок в Главном здании, – отмечает Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ по научной работе. – У нас богатейшая коллекция рисунков и гравюр, доступ к которой был ограничен. Интерес к графике велик, и такие выставки – настоящее наслаждение для ценителей».
Куратор выставки Татьяна Тютвинова подчеркивает значимость проекта:
«Благодаря сотрудничеству с Российской государственной библиотекой, мы возвращаемся к истории Гравюрного кабинета и открываем новые имена художников, малоизвестные отечественному зрителю, но признанные за рубежом».
Наталья Самойленко, куратор со стороны РГБ, отмечает, что Романов, возглавляя Отделение изящных искусств Румянцевского музея, превратил Гравюрный кабинет в активное творческое пространство, сохранив его деятельность даже в сложные годы Первой мировой и революционной эпохи.
Выставка подробно рассказывает о деятельности Николая Ильича Романова (1910-1924 гг.), руководившего Отделением изящных искусств Румянцевского музея, а затем (1923-1928 гг.) – Музеем изящных искусств. Он создал уникальную творческую лабораторию, заложив основы научной, хранительской и просветительской деятельности Гравюрного кабинета. Выставка демонстрирует, как Романов стремился создать музей нового типа, где современное искусство сосуществовало с шедеврами прошлого.
В 1924 году, после закрытия Румянцевского музея, Гравюрный кабинет переехал в Музей изящных искусств (нынешний ГМИИ), став частью его отдела графики. Выставка демонстрирует письма, каталоги выставок и отчеты Румянцевского музея, позволяя проследить историю первых московских выставок графики. Особое внимание уделено наследию русских художников, чьи работы были приобретены для Гравюрного кабинета.
Отдельная часть экспозиции посвящена обмену дарами между музеями Москвы и Лондона. Благодаря сотрудничеству Романова с британским художником Фрэнком Брэнгвином, ГМИИ получил в дар около 600 произведений британской печатной графики. На выставке представлены лучшие работы британских художников, отобранные для московского музея.
Цикл «Ars Graphica» продолжит серию выставок, посвященных нидерландской гравюре XVI века, немецкой графике конца XV века, а также японизму в русской цветной гравюре рубежа XIX-XX веков. Эти выставки представят творчество выдающихся граверов, литографов и рисовальщиков, чьи работы составляют золотой фонд собрания ГМИИ.