На что чаще всего жалуются псковичи
В прямом эфире программы «Кузница» на радиостанции «ПЛН FM», приуроченной к Всемирному дню защиты прав потребителей, начальник отдела Управления Роспотребнадзора по Псковской области Ольга Игоревна Кольцова рассказала, на что чаще всего жаловали псковичи в 2024 году.
- Если говорить сухим языком статистики, то 60% от всех поступивших в Управление обращений относятся к потребительским правоотношениям. При этом традиционно большая их часть принадлежит сфере торговли – 68%. Преимущественно это жалобы на ненадлежащее качество приобретенных товаров. Это не значит, что данная сфера наиболее проблематичная. Это обусловлено тем, что потребители чаще покупают товары, чем получают услуги. Так же мы продолжаем наблюдать рост жалоб на работу маркетплейсов. Если проанализировать последние пять лет, можно увидеть, что объем таких обращений увеличился в 6 раз! Это самый головокружительный подъем, обусловленный многочисленными факторами.
- Что касается услуг, тут тоже нет ничего необычного: на первом месте услуги связи (постовая, мобильна, предоставление доступа к интернету), на втором – вопросы ЖКХ.
- Что касается необычных обращений: в прошлом году было удивительно получить несколько обращений от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на ущемление их прав. Таких жалоб мы не получали давно.
- В прошлом году заметили такую тенденцию: начали поступать обращения на некачественные услуги ремонта бытовой техники на дому, оказываемые самозанятыми гражданами. Расскажу, как появляется проблема: человек (через интернет, объявления, по листовкам из ящика) находит мастера для починки сломавшегося предмета. Чаще всего обращаются к специалистам для ремонта крупной бытовой техники – холодильника, морозильной камеры, стиральной или посудомоечной машины, телевизора. Приезжает мастер, производит какие-то манипуляции, требует, как правило, больше денег, чем оговаривалось по телефону, мотивируя тем, что ремонт оказался сложным, и уезжает. По прошествии некоторого времени, порой даже пары часов, техника снова перестает работать. Заказчик начинает звонить мастеру, жаловаться, тот обещает все исправить и… исчезает. Человек обращается в отдел защиты прав потребителей, и мы сталкиваемся с тем, что никаких данных у заказчика, кроме телефона мастера, нет, максимум - еще имя и фамилия. Раскапывая эту проблему, понимаем, что ремонт осуществлял самозанятый гражданин, то есть физическое лицо, и действие Закона о защите прав потребителей на него не распространяется. Тем не менее суды нашего региона вставали на сторону пострадавшего от действий самозанятого лица и признавали спор потребительским.
Намного проще стало с 2025 года, когда вступили в силу Единые правила в области защиты прав потребителей, подписанные Российской Федерацией и Республикой Беларусь, и имеющие главенствующую роль при применении права. В данных Правилах к исполнителям услуг и продавцам отнесены, в том числе, и самозанятые граждане.
- Отметим, что мы располагаем, естественно, лишь негативной практикой, поэтому судить о самозанятых мастерах в целом - невозможно.
Обратите внимание, что 21 марта в Управлении Роспотребнадзора по Псковской области заканчивает работу горячая линия, приуроченная к Всемирному дню прав потребителей, который ежегодно отмечают 15 марта. Номера телефонов, по которым проходят консультации в рамках горячей линии:
- В Пскове, Псковском, Гдовском, Стругокрасненском, Плюсском, Порховском, Дновском районах: т. (8112) 62-24-77, (8112) 62-25-03;
- в Великих Луках, Великолукском, Бежаницком, Куньинском, Локнянском, Новосокольническом, Усвятском районах: т. (81153) 7-70-96, (81153) 3-72-01;
- в Невельском, Красногородском, Новоржевском, Опочецком, Пустошкинском, Пушкиногорском, Себежском районах: т. (81151) 2-54-02, (81138) 2-24-23;
- в Островском, Палкинском, Печорском, Пыталовском районах: т. 8(81152) 3-20-07.
На федеральном уровне в круглосуточном режиме функционирует Единый консультационный центр Роспотребнадзора – 8 800 555 49 43. Звонок бесплатный.