«Пиратские» вещи. 4 способа проверить товар на маркетплейсе на контрафакт
Не все маркетплейсы требуют от продавцов документы, подтверждающие их права на торговлю товарами под конкретными брендами, поэтому внимательным нужно, в первую очередь, быть самому покупателю, рассказала aif.ru эксперт в области e-commerce, действующий селлер, председатель регионального совета Международной ассоциации развития маркетплейсов и предпринимателей (МАРМП) Юлия Марчак.
В декабре прошлого года оборот подделок люксовых аксессуаров и одежды на маркетплейсах достиг 27 млрд руб., в сравнении с последним месяцем 2023 года он вырос почти вдвое, подсчитали в компании IQ Technology. А с 1 апреля этого года маркетплейсы будут проверять наличие у продавцов регистрации в системе «Честный знак» и отображать информацию об этом в карточках товаров.
«Практически все вещи сейчас подлежат обязательной маркировке, — говорит Марчак. — Однако недобросовестные продавцы находят обходные пути, размещают поддельные товары под конкретным брендом без согласия на то правообладателя. Сам маркетплейс при этом часто выступает лишь посредником, а ответственность за правонарушение ложится на плечи продавца».
По словам эксперта, проверить подлинность товара может и обычный покупатель, для этого нужно обратить внимание на несколько важных деталей.
Оформление и наполнение магазина
«Если продавец выступает представителем или официальным дилером бренда, в первую очередь, стоит оценить, как оформлена его страница, — объясняет эксперт. — Карточки товаров должны быть оформлены в одном стиле. Кроме того, официальный представитель занимается продажей только продукции конкретного бренда. Если, кроме аксессуаров, он также предлагает купить товары для дома, стоит насторожиться».
Отзывы на товары
Положительные отзывы подделать легко, а вот отрицательные накручивать смысла нет, считает эксперт. Если плохих отзывов большинство или их нет вовсе, а у самого продавца отсутствует рейтинг, скорее всего, перед вами магазин-однодневка. Отдельное внимание стоит уделить отзывам с фото.
Штрихкод или QR-код
Проверить подлинность товара можно по QR-коду в приложении «Честный знак», говорит Марчак. По нему можно узнать страну производства, название бренда и компании-импортера, посмотреть разрешительную документацию. О подлинности косметики может рассказать штрих-код на упаковке: его можно ввести на сайте для проверки и узнать, где был произведен товар.
Сертификаты и декларации соответствия
По словам эксперта, не все продавцы размещают в открытом доступе информацию о сертификации, однако пользователь вправе запросить ее самостоятельно. Подлинность сертификата соответствия можно проверить в реестре Росаккредитации. Кстати, с сентября 2026 года владельцы маркетплейсов будут обязаны прикреплять в описание товара сертификат, подтверждающий соответствие стандарту качества.
Кроме того, в правительстве рассматриваются поправки к законопроекту о противодействии кибермошенничеству, по которому маркетплейсы, онлайн-сервисы и классифайды должны будут внедрить систему маркировки проверенных продавцов. По словам вице-премьера РФ Дмитрия Григоренко, это даст покупателям возможность оценивать надежность продавца, подтверждение личности через «Госуслуги» будет для селлеров добровольным.
«Такая система поможет бороться с мошенниками, однако вводить ее нужно очень осторожно, — уверена Марчак. — Например, брендовые вещи занимают не более 2% всего рынка, поэтому введение маркировки может, в первую очередь, отразиться на простых продавцах, которые торгуют повседневными товарами».