«Синдбад» в Египте погиб, как «Титан». Хроника крушения батискафов с людьми
Смертельная трагедия у берегов египетской Хургады, где затонул туристический батискаф «Синдбад», унесла жизни минимум шести человек. Этот жуткий случай, повергший в шок большинство людей, напомнил о другом таком же случае — полтора года назад мир с ужасом наблюдал за историей крушения батискафа «Титан». И если билеты на «Синдбад» продавались по 30 долларов, то билет на «Титан» стоил 250 тысяч долларов. Но море не делает различий, кто сколько заплатил за экскурсию, и обходится жестоко, если нарушена техника безопасности.
Батискаф «Титан»: как это было
18 июня 2023 года «Титан» отправился в очередное погружение к «Титанику». На борту находились Стоктон Раш — генеральный директор OceanGate и создатель «Титана», Пол-Анри Наржеоле — французский исследователь «Титаника», Хамиш Хардинг — британский миллиардер и путешественник, а также Шахзада Дауд и его сын Сулейман Дауд — бизнесмены из Пакистана.
«Титан» — это частный глубоководный аппарат, разработанный компанией OceanGate Expeditions для коммерческих и исследовательских погружений. Его основной задачей было доставлять туристов, ученых и исследователей к затонувшему лайнеру «Титаник», который находится на глубине около 3 800 метров в Северной Атлантике.
Корпус «Титана» был изготовлен из углеродного волокна с титановыми полусферами на концах. Толщина стенок составляла 127 мм, что помогло снизить вес аппарата, но вызвало сомнения среди специалистов из-за непредсказуемого поведения углеродных композитов под высоким давлением. Длина аппарата составляла около 6,7 метра, а диаметр — 2,8 метра. Он вмещал до пяти человек: пилота и четырех пассажиров. Управление осуществлялось с помощью игрового геймпада Logitech F710.
Через 1 час 45 минут после начала погружения связь с батискафом была потеряна. Спасательная операция продолжалась несколько дней, но 22 июня было официально объявлено, что аппарат разрушился из-за имплозии — мгновенного схлопывания конструкции под давлением воды.
Основной причиной трагедии, по мнению экспертов, стало разрушение корпуса аппарата из-за усталости материала и конструктивных недочетов. Углеродное волокно, использованное при строительстве, могло не выдержать многократных погружений на экстремальные глубины. Кроме того, компания OceanGate неоднократно подвергалась критике за несоответствие стандартам безопасности и игнорирование предупреждений специалистов о возможных рисках.
Что общего и что разного у «Титана» и «Синдбада»
Эксперт aif.ru Анатолий Сагалевич, заведующий лабораторией глубоководных аппаратов Института океанологии РАН, подробно прокомментировал трагедию с батискафом «Синдбад» и рассказал об истории подобных инцидентов.
«Для начала, важно использовать правильную терминологию: "Синдбад" — это фактически не батискаф, а туристический подводный обитаемый аппарат. Эпоха батискафов завершилась в 1984 году», — уточнил эксперт. Кстати, подлодка «Синдбад» была сконструирована, согласно официальному сайту компании, в Финляндии, и эксплуатировалась три года.
Сагалевич вспомнил о катастрофе «Титана», сравнив ее с крушением «Синдбада»: «Различий между этими трагедиями практически нет. В обоих случаях основная проблема — эксплуатация. В случае с "Титаном" миллиардеры, стоявшие за проектом, проявили чрезмерную самоуверенность. Аппарат был построен без соблюдения правил безопасности, и к самой эксплуатации было много вопросов».
«Что касается "Синдбада", — продолжил Сагалевич, — здесь основной мотив — зарабатывание денег в ущерб безопасности. Подводный аппарат должен быть чистым, проходить регулярную сертификацию, но, видимо, в данном случае этим пренебрегли. При таком отношении авария была лишь вопросом времени. Роковым стечением обстоятельств, приведшим к жуткой смерти.
Говоря о доверии к туристическим компаниям, предлагающим подводные погружения, эксперт отметил: «Я сам погружался в туристических подводных аппаратах на Гавайских островах и Бермудах. Но там совсем другой подход — серьезное отношение к безопасности, аппараты в хорошем состоянии, профессиональные экипажи. В Египте, вероятно, иное отношение к этим вопросам. Лично я бы не стал рисковать». Сагалевич подчеркнул, что человеческий фактор играет решающую роль в таких ситуациях: «Главное — соблюдать правила, выработанные годами. Если все делать правильно, то и проблем не будет».