Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025 Февраль 2025 Март 2025 Апрель 2025 Май 2025 Июнь 2025 Июль 2025 Август 2025 Сентябрь 2025 Октябрь 2025 Ноябрь 2025 Декабрь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новости 24 часа |

Вверх по лестнице, ведущей вниз: балет «Кармен в моей голове» в «Новой опере»

«Балет Москва» в «Новой опере» показал спектакль «Кармен в моей голове» екатеринбургского хореографа, лидера отечественного современного танца, неоднократного лауреата премии «Золотая маска» Татьяны Багановой. Мировая премьера оставила противоречивые впечатления.

В конце 2022 года «Балет Москва» вошел в штат столичного театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова, и союз оказался счастливым. Директор творческого объединения Антон Гетьман умеет рисковать и, похоже, он и инициировал эксперимент с «Кармен», бросился в авантюру, результат которой был непредсказуем, а реализация потребовала вложения немалых ресурсов.

«Кармен в моей голове» — спектакль экспериментальный. Такие еще недавно называли «конкурсными» или «европейскими». В нем не бьет ключом настоящая жизнь или бутафорская, а происходит некое визуальное, подчас гипнотическое развитие «концептуальной глобальной идеи» (определение Татьяны Багановой), и в итоге ее категоричное утверждение. Композитора Жоржа Бизе — первооткрывателя темы — решили не тревожить, как и канонические оперные и балетные образцы, населенные цыганами, контрабандистами, табачницами. В попутчики взяли новеллу Просперо Мериме, исключив этнографические и археологические очерки. Только Кармен и Хосе, и оба персонажа многолики, в роли каждого — по 12 исполнителей. В программке прописаны состояния каждой цыганки в каждом фрагменте: «Кармен в упорстве», «в тоске», «в маниакальном упорстве», «в предчувствии», «в мольбе», «в ярости», «в неистовстве», «в своем торжестве». Переживаемые состояния дюжины двойников Хосе не уточняются, выявление индивидуальностей не входит в задачу авторов.

В новой «Кармен» нет привычного либретто с прописанным линейным порядком действий. В центре — отношения мужчины и женщины, что часто встречается у Багановой: это ее тема. Женское начало становится ведущим — эта мысль тоже давно входит в систему художественных рассуждений хореографа. Мужчины в гендерном противостоянии — слабое звено, они могут лишь соответствовать или нет: требованиям женщины, ее мечтам, изменчивым правилам и безудержным фантазиям. Кармен свободна, как птица, жизнелюбива, непокорна, сметлива, своенравна и … жестока. В ней зашифрован женский код, все артистки на сцене доказывают, что их героини — отражения Кармен.

Они — амазонки, обуреваемые желанием вступить с мужчиной в единоборство, укротить его и испытать триумф победы и власти. Актрисы — прекрасные лицедейки. В одной из первых сцен спектакля почти целомудренно «обнаженные» Кармен, как русалки, купаются в водах Гвадалкивира, «ныряя» в оркестровую яму, где эффектно покачиваются голубые волны из целлофановой пленки. А далее — мозаика сцен: соло, дуэты, трио, квартеты, ансамбли: то танцуют синхронно, то пары ведут диалог, то двигаются подчеркнуто вразнобой. Татьяна Баганова — философ и психолог, ее рассуждения превращаются не только в виртуозные танцевальные фразы, она умеет одинаковые коллективные полудвижения рук, повороты головы, невысокие прыжки, изгибы торса наполнить смыслом.

Создан спектакль «Кармен в моей голове» крепкой и бодрой командой единомышленников: соавторами хореографа стали композитор Настасья Хрущева, сценограф Лариса Ломакина, художник по костюмам Галя Солодовникова — все талантливы. Автор музыкальной драматургии — последовательница минимализма с его импульсивными паттернами и пульсирующими ритмами. В музыке — напор и напряжение, мощная провокация — жесткая, дерзкая и эмоциональная. Музыка — как сокрушительная лавина. Уже на старте спектакля появляется мужской Камерный хор Московской консерватории, все вокалисты — в дымчато-серых пальто с закрытыми капюшонами лицами. Не покидает подмостков Ансамбль солистов (рояль, струнные, перкуссия), которым руководит дирижер, альтист, скрипач Павел Романенко.

Результат работы женской команды поражает свободой творчества: все идут собственным путем, но в одном направлении. Визуальный образ багановских спектаклей часто отсылает к живописным полотнам — от Брейгеля Старшего до Рембрандта. Ее «Кармен в моей голове» провоцирует рождение ассоциаций с архитектурой: город-лабиринт, двор-колодец, лестницы без конца и без края, выходы, переходы, окна, двери, ниши — образ бесконечного движения и его относительности. Художник объяснила, что вдохновлялась графикой Маурица Эшера. Вдохновила и нас — рассматривать после спектакля соотношения пространств и замысловатость путей в работах (или на рисунках) этого нидерландского мастера — занятие весьма любопытное. Актеры уверенно обживают все уровни сценического пространства — мира бездушных цифровых развлечений, поля компьютерной игры — и одинаково ловко поднимаются-спускаются по лестницам не только привычным образом — лицом вперед, но и наоборот, и есть в таком ходе нечто обесчеловеченное, словно на сцене неодушевленные персонажи виртуальных схваток и погонь.

Со свинцовыми и коралловыми оттенками декораций корреспондируются костюмы — их более восьмидесяти, и они необыкновенно эффектны. У всех двойников Хосе, а он — драгун, солдат (кстати, он и «рассказывает» эту историю) — пиджаки и брюки, пальто и жилетки разного кроя, но единой серо-голубой по цвету гаммы. Женские платья кажутся чехлами, живущими своей жизнью: того, чтобы стать «второй кожей», создатели спектакля и не добивались. Все вместе платья создают общий букет кроваво-красных цветов. Монохромное алое одеяние вызывающе прекрасно: строгое и скромное впереди и соблазнительно откровенное со спины — широкий вырез открывает хрупкий позвоночник и нежные девичьи плечи, а желоб узкого разреза экстравагантно скользит вниз. Платья дурманят колоритными отливами красного: коралловыми, багровыми, рубиновыми отсветами.

В финале звучит ария на слова романтика Китса La Belle Dame sans Merci («Прекрасная дама, не знающая милосердия») — «Зачем, о рыцарь, бродишь ты / Печален, бледен, одинок?» — слова мадригала приводятся в программке. Балладный рыцарь, как и Хосе, погиб от безжалостной красавицы, похожей на Кармен. На сцене является гигантская женская фигура из апельсинов — такие скульптуры создаются к церемониям открытия весеннего фестиваля цитрусовых во французском Ментоне и, наверняка, не только там. Маска смерти с торчащими зубами на лице этой внушительной гренадерши не оставляет сомнений в ее намерениях: кинжалом она срезает рыжие плоды со своей юбки, и из «окошек» кринолина выпадают бездыханные тела мужчин. Все «эти» Хосе ждали от Кармен не одной страсти, но и любви, способной изменить жизнь. Но они, Хосе и Кармен — мужчина и женщина, говорит нам Баганова, жители разных планет, и им не дано понять друг друга.

Чего не хватает этому спектаклю, чтобы стать хитом? Любви. Умозрительны талантливые решения, где регламентировано каждое движение; бесконечно странными представляются отношения, заостренные на сексуальных разборках и демонстрации телесной чувственности; все персонажи подчеркнуто лишены милосердия, терпимости и великодушия. Но Кармен у Мериме не была освобождена от нравственного выбора, и она его делала, спектакль же поставлен о полной невозможности понять другого человека. Раздражаться бессмысленно — так решили авторы. Интерес «в моей голове» спектакль вызывает, но на соучастие рассчитывать едва ли может.

Фотографии: Батыр Аннадурдыев/предоставлены пресс-службой Театра Новая Опера / Балет Москва.

Читайте также

Дмитриев считает, что Трамп своей политикой спасает западную цивилизацию

Погибли двое: Трамп отреагировал на стрельбу в Брауновском университете

Драпеко оценила ажиотаж из-за билетов на «Щелкунчик» в Большом



Новости России
Ria.city
Moscow.media


Rss.plus




Новости тенниса

Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России

Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro