Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025 Февраль 2025 Март 2025 Апрель 2025 Май 2025 Июнь 2025 Июль 2025 Август 2025 Сентябрь 2025 Октябрь 2025 Ноябрь 2025 Декабрь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новости 24 часа |

Народная аристократия: вспоминаем Петра Глебова

Родившийся в апреле 1915 года Петр Глебов покинул мир спустя 85 лет и три дня — четверть века тому назад. Этот выдающийся артист воплотил на экране великий, эпический образ, горькую человеческую судьбу, стал соавтором главной роли своей жизни.

Подобные случаи не так уж и редки, как принято полагать. Актерами одной роли были Чапаев — Бабочкин, Машенька — Караваева, Золушка — Жеймо, Кубанский казак — Лукьянов, Коммунист — Урбанский, Штирлиц — Тихонов, Брат — Бодров... Никто из этих кумиров миллионов не предполагал изначально последствий безоглядной народной любви. Узнавая себя в том или ином герое, зритель помещал его в сердце и не желал исполнителю иной мифопоэтической судьбы. Артист становился пленником образа, а судьбоносная роль продолжала жить своей жизнью. В этом ряду Петру Глебову принадлежит особое место. Его Григорий Мелехов стал самым трагическим и лирическим киногероем шестой части суши.

Могла ли судьба сложиться иначе? В обстоятельствах места и времени подобное кажется невообразимым, а впрочем, как знать...

Эту фамилию в дореволюционной Москве знал каждый. Народ скупал шерсть самых качественных, глебовских мануфактур, господа пили лучшее французское вино «от Глебова» и ставили только на глебовских рысаков. Дед замечательного советского киноактера возглавлял дворянское общество Калужской губернии, отец являлся коннозаводчиком и предводителем Каширского дворянства. Бабушка, княжна Софья Трубецкая, в свое время послужила прототипом Наташи Ростовой. Двоюродный брат был внуком Льва Толстого, другой кузен — по материнской линии — стал известнейшим детским поэтом и писателем...

Петр, пятый отпрыск именитого дворянского рода, до четырех лет проживал в Златоглавой. Затем семья перебралась в деревню Назарьево под Звенигород. Но и в усадьбе ужиться с новой властью было сложно. Сперва господский дом реквизировали под интернат беспризорников (хозяева переехали во флигель), затем имение переделали под партийный санаторий, а Глебовых выгнали на улицу. Незадолго до этого сгорел от тифа отец, закупавший лошадей для Красной армии. Не случись беды, его дорогие чада наверняка стали бы лишенцами, а так… бывшую фрейлину императрицы и сирот приютили крестьяне ближней деревеньки Дарьино, помнившие добро: мать Петра Мария Александровна построила в соседнем Перхушкове народную больницу (работает до сих пор).

Советская власть не оставляла своим вниманием «бывших», однажды поймала Петю с братом на воровстве яблок в некогда принадлежавшем им саду. «Таперича это все не ваше!» — объяснил сторож. Зато в распоряжении мальчишек оставалась тяжелая, но привольная жизнь и помогавшие в добыче пропитания отцовские охотничьи ружья. «Мы были бедными, плохо одетыми, — рассказывал Петр Петрович впоследствии, — с весны до поздней осени не носили никакой обуви, а мама ходила за провиантом за пять километров на станцию Жаворонки, но не помышляла об эмиграции: «Мы — русские, мы ничего плохого не сделали и будем жить в России!».

Глебовы не унывали, устраивали домашние спектакли, много читали… Лучшей подружкой Пети стала балалайка, которую в недобрый час расколотил товарищ по играм, двоюродный брат Сергей Михалков. Истошный рев мальчика услыхала тогда соседка по дачному поселку Мария Петровна и тут же одарила ребенка новым инструментом. Как-то раз на поляну, где репетировал детский самодеятельный театр, заглянул ее муж, Константин Станиславский, преподавший малышам первый урок актерской игры и пособивший в деле сколачивания всамделишной летней сцены.

Обитатели Дарьина славились гостеприимством. Глебов-младший помнил, как азартно пилил дрова с премьером гастролировавшей в Подмосковье «Синей блузы» Андреем Абрикосовым. «Разница у нас была в десять лет. В нашу семью его привел мой брат Гриша, когда они вместе посещали занятия у Зинаиды Сергеевны Соколовой, сестры Станиславского, — рассказывал Петр Глебов. — Потом, когда я увидел Абрикосова в роли Григория Мелехова в фильме «Тихий Дон», мне захотелось быть похожим на Андрея».

После семилетки Петр окончил дорожно-мелиоративный техникум (хотел быть поближе к природе и охоте), но решил вдруг круто изменить судьбу, попытать удачу в оперно-драматической студии Константина Станиславского. Явился на экзамен с балалайкой, а комиссию покорил заученным с грампластинки диалогом Чичикова с Собакевичем. «Как я старался подражать Топоркову и Тарханову! Это, кажется, скорее всего и произвело наибольшее впечатление. Лилина, жена Константина Сергеевича, входившая в приемную комиссию, смеялась до слез. Она сказала: «Какой громкий и чистый голос! Но главное — такого Чичикова у нас и во МХАТе-то нет», — поведал актер спустя годы о том, как мэтры разглядели в нем, студийце, потенциал комика.

Успешно окончившего театральную студию выпускника зачислили в штат Московского оперно-драматического театра имени Станиславского, открывавшего свой первый сезон. Однако вместо премьеры в октябре 1941-го доброволец Глебов пошел на войну и возглавил расчет зенитки прикрывавшей Москву, Очаково, Переделкино, Внуково.

Демобилизовавшись, вернулся в театр, но на подмостках не блистал. Его не упоминали даже в афишах. В кино сыграл лишь одну главную роль — пьянчугу в короткометражке по сценарию Сергея Михалкова. Держался на независимом характере и заветах учителя: «Жажда первенства, самомнение должны быть изжиты. В студии все равны. Каждый — самостоятельная творческая единица. А разница в способностях — это внешние условия… Изживайте дурные черты своего характера: самовлюбленность, зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам. Иначе через десять-пятнадцать лет с вами может случиться то же, что произошло со многими актерами: начинали с того, что были непосредственными, милыми, а кончили самым гнусным ремеслом. Запомните: актер обязан постоянно трудиться, где бы он ни находился. Умение трудиться — это тоже талант, громадный талант».

Артиста спас иной, охотничий талант: терпение, вера, надежда и азарт. Однажды, в июле 1956-го, возле театра Петр Глебов разговорился с коллегой по сцене Александром Швориным, и тот предложил «подхалтурить» в массовке у Герасимова, задумавшего экранизацию романа Шолохова.

Режиссер сидел мрачнее тучи: на главную роль пробовались более сорока актеров, включая Сергея Бондарчука, самого вероятного кандидата, но того подвели фактура и характер. И тут словно нечто сверкнуло в воздухе:

— Кто это? — поинтересовался постановщик у ассистента.

— Артист Театра Станиславского, пробуем на роль второго офицера.

— А ну-ка дайте полный свет!

— Да какой из него Мелехов? — включился оператор Владимир Раппопорт. — Взгляните на его нос! Где горбинка?!

— Я вижу в нем кое-что поважнее…

После проб Герасимов предложил подвезти актера до дома, долго расспрашивал: кто таков, откуда… Удивился, что перед ним ученик Станиславского, да еще и лошадник из деревенских, с военной выправкой. Но смущали возраст (уже за сорок), отсутствие экранного опыта, легкая шепелявость, широкий нос... Прямая стать, крупные сильные руки и лирический темперамент были тем самым, что оказалось «поважнее». «Я и предположить не мог, что крестьянские навыки мне когда-нибудь пригодятся, — признавался Глебов. — Просто мне всегда хотелось быть на мужика похожим: и серьезным отношением к жизни, и лаконичной, выразительной речью, и статью». Катались по Москве до полуночи, на голоса распевали казацкие песни, и все-таки режиссер продолжал сомневаться — даже после благословения Шолохова, моментально опознавшего Гришку в ворохе кинопроб. «Я вижу здесь только одного казака!» — отчеканил классик.

Об утверждении на роль Глебов узнал на пороге роддома, в день появления на свет второй дочери, и счел все произошедшее собственным, вторым рождением. Тут же полетел к Абрикосову. «Просто читай Шолохова!» — посоветовал старший товарищ… Три серии эпопеи снимали полтора года, с шести утра (и двухчасовым гримом) до глубокой ночи, на том самом хуторе Диченском, где работали над немой экранизацией, с участием тех же местных казаков, принявших артиста как родного. Сыграться с норовистой Аксиньей — Быстрицкой было нелегко, да и в процесс исполнитель главной роли влился не вдруг. «Глебов — актер третьего дубля!» — успокаивал всех Герасимов. Понимая, как важно артисту примериться, присмотреться, вжиться, ставил длинные сцены — как в театре. Позже режиссер рассказывал: «Первую серию Глебов играл с моих показов, во второй предлагал, а третью прожил сам!.. Я впервые видел столь полное растворение актера в образной задаче. Специфическая особенность актера Петра Глебова в том, что ему противопоказано играть по указке. Он обязательно должен знать о своем герое все, чтобы войти в его жизнь. Только тогда Глебов и открывается перед зрителем как первоклассный актер... Глебов знал о Мелехове многое еще до того, как встретился с ролью. А затем, по-видимому, глубоко сочувствуя ему, полюбил этот характер. Я же всегда думаю об актере как об авторе образа. Потому душевно радуюсь, поскольку жизнь свела меня с исполнителем, стоящим на такой позиции».

«Я был влюблен в каждое движение души Григория Мелехова, — признавался Петр Петрович, — потому что ясно видел абсолютную правду характера неповторимой человеческой личности, попавшей в водоворот сложнейших социальных потрясений... На съемках я жил жизнью Григория Мелехова, мучился его сомнениями, любил его любовью… Очень запомнилась одна сцена. Пьяный казацкий разгул в хате. Третья серия кинофильма. Моя была идея. Спеть очень хотелось. В станице, где съемки велись, казаки частенько вечерами собирались на бережку, распивали вино, пели хоровые песни, и я любил с ними попеть. Ну и Герасимов согласился: «Только чтобы тяжелая, грустная была песня, о судьбе». Я порасспросил старушек на хуторе, и одна мне подсказала песню «Пташка-канарейка». Песня и разгульная, и пронзительно-тоскливая. И в конце третьей серии, когда сцена пьяного разгула и полный раскосец уже: неизвестно, куда и за кем идти, — тут и красные, тут и белые, Григорий поет: «Ляти, пта-ашка, ка-анарейка, ляти в гору высоко… пропой песню про несчастье про мое».

Первым зрителем ленты стал Михаил Шолохов, который заявил: «Я рад, что фильм идет в одной дышловой упряжке с моим романом». В 1957-м начало картины посмотрели 47 миллионов. В течение двух премьерных лет «Тихий Дон» признавали лучшим фильмом года читатели журнала «Советский экран». Первая серия была удостоена премии на Международном кинофестивале в Брюсселе и на Всесоюзном в Москве, третья принесла «Хрустальный глобус» Карловых Вар. Но главными зрителями для Петра Глебова стали казаки, среди которых были еще приметны прототипы шолоховских персонажей. «Пленка сутками крутилась в клубе, — удивлялся артист. — Люди ждали, когда закончится очередной сеанс, чтобы тут же снова заполнить зал!». Некоторые интересовались: чей же будешь, каких кровей? Много позже актер узнал, что являлся прямым потомком геройского предводителя казачьей лейб-гвардии, соратника атамана Платова, друга Дениса Давыдова графа Василия Орлова-Давыдова.

Зрительская родня оказалась куда ближе и многочисленней. В мятущемся казаке люди увидели воплощение перемолотой в жерновах Гражданской войны народной судьбы, невозможность ни ужиться с советской властью, ни разорвать с ней связь, а вместе с тем — веру в народ, с трудом избывавший братоубийственную рознь. Фигура правдивого, земного, горячего Мелехова предопределила самый масштабный характер нашего кино, объединяющего эпохи и людей.

Герасимов тогда предсказывал, что жизнь Глебова изменится волшебным образом, и оказался прав. Артист перешел в Театр киноактера, стал часто сниматься и выступать на творческих встречах. Сыграл Половцева в «Поднятой целине» Александра Иванова, Лунина в «Балтийском небе» Владимира Венгерова, снялся в фильме-опере «Моцарт и Сальери» в дуэте с Иннокентием Смоктуновским.

Постановка Владимира Гориккера раскрыла мощный профессиональный диапазон артиста. «Сальери — не какой-нибудь банальный убийца, — вспоминал режиссер. — Он мучился, переживал — и вырастал гигантский трагический образ. И потому нужно было найти достойного актера... но, когда стал советоваться с друзьями и коллегами, меня подняли на смех. У них у всех в сознании Глебов отложился как этакий народный герой Гришка Мелехов, а Сальери — аристократ. Я же увидел, что, когда Глебова поражает какая-либо мысль, это тут же отражается в его взгляде, на его лице. И вся его физическая структура начинает жить в этом направлении. На площадке не я его, а он меня изматывал репетициями! Играя, он отдавал самого себя на заклание. Последняя сцена. Моцарт, уже отравленный, уходит, а Сальери смотрит на него через окно, и вдруг… Мы все ошалели!!! У нас на глазах — на лбу Глебова стали появляться капельки пота. Это когда он говорит: «Гений и злодейство — две вещи несовместные»… Мы снимали фильм для телевидения, но, когда его увидели в «Госкино», немедленно выкупили для кинематографа».

Увы, коллеги не разделяли такой энтузиазм и все реже предоставляли Петру Петровичу большие роли. Он не роптал, прятал боль в себе. Мечтал воплотить образы Емельяна Пугачева, Прохора из «Угрюм-реки»... «Очень хотел сыграть Челкаша, — рассказывал Глебов. — Но тут-то судьба и сделала мне главный подарок… Правда, ни в одном спектакле на сцену я так и не вышел, но от Бюро пропаганды киноискусства выступал очень много. Выезжал на коне, с шашкой, в гриме Григория Мелехова. Отрывки из романа читал, романсы под гитару пел», — и во всем этом ему было мало равных.

Многие годы его согревала преданность зрителей и крепкой семьи, верные друзья и охота, к которой Петр Петрович пристрастил близких, включая племянника Никиту Михалкова.

Роль шолоховского казака никак не отпускала. Брежнев увидел «Тихий Дон» едва ли не последним, а когда посмотрел фильм «Мужики!» (1981), где Глебов исполнил роль отца, поинтересовался: а что это за актер? Узнав, что он сыграл Григория Мелехова, проглотил эпопею и удивился, что тот, оказывается, все еще заслуженный артист. Потребовал: «Сегодня же дать народного!» Потом заглянул в документы и еще раз выразил удивление: «Оказывается, Глебов Москву защищал, а у него только медали. Дать ему орден Ленина!» Генсеку возразили: нельзя в один день издавать два указа Верховного Совета по награждению одного человека. И тогда Леонид Ильич попросил вручить орден от себя лично.

Петр Глебов до последних дней осознавал гражданственность выпавшей ему роли, нес звание народного артиста с простотой и достоинством. В разгар перестройки у него спросили о новых временах. Он ответил: «Люди жили, как могли, работали, учились, отстояли Отечество в кровопролитной войне, переносили лишения, экономили на самом необходимом, чтоб хоть как-то поднять детей. Надеялись на лучшее… И вот на старости лет им объявляют, что вся их жизнь — трагическая ошибка и чуть ли не сами они в том виноваты. А чтобы исправить эту якобы ошибку, людей опять ввергают в социальный эксперимент и опять во имя некоего светлого будущего. Я не политик и не хочу выступать судьей ни нынешнему, ни прошлому режиму, но меня беспокоят нигилизм и нетерпимость: большевики отрицали всю дореволюционную жизнь, демократы — всю доперестроечную. Неужели они не понимают, что за отвергаемой историей стоят людские судьбы? Те, кто перечеркивает прошлое, насаждает ненависть к нему, подкладывают динамит под будущее».

На сороковой день после его скоропостижной смерти дочери, «Аленке-Тиходонке» — Елене Глебовой вручили последний отцовский орден, присвоенный за два дня до смерти, — «За заслуги перед Отечеством» III степени. 

Читайте также

Гидрометцентр: В ближайшие дни похолодания на севере России

Пособие по беременности вырастет до 125 тысяч рублей в 2026 году

В Брянской области закупят 128 автобусов за три года



Новости России
Ria.city
Moscow.media


Rss.plus




Новости тенниса

Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России

Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro