Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025 Февраль 2025 Март 2025 Апрель 2025 Май 2025 Июнь 2025 Июль 2025 Август 2025 Сентябрь 2025 Октябрь 2025 Ноябрь 2025 Декабрь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новости 24 часа |

Итальянцы в России: как на Волге появился крупнейший автозавод

19 апреля 1970 года с главного конвейера автозавода в Тольятти сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101. Два синих и четыре вишневых. Так гласит официальная история завода. В реальности все было несколько иначе, но юбилей ВАЗа мы по праву празднуем именно сегодня. Подробности вспоминали «Известия».

Итальянский вариант

Все началось 16 августа 1966 года в Москве было подписано генеральное соглашение между итальянской компанией Fiat и Внешторгом о научно-техническом сотрудничестве в области разработки легковых автомобилей. Тогда же утвердили проект строительства Волжского автомобильного завода.

Изначально на решение этой задачи запланировали 6 лет, но рабочие и инженеры справились за 3. Производственное оборудование поставляли 844 машиностроительных завода СССР и 900 компаний из других социалистических стран, а также из ФРГ, Италии, Великобритании, Франции, США.

В результате завод возвели не только в рекордные сроки, но и на достойном уровне качества. За несколько лет ВАЗ вышел на проектную мощность, а вокруг завода возник молодой город. Работали на нем в основном те же молодые бригады, которые строили заводские корпуса. Обучение проводили и итальянские, и советские специалисты. Очень скоро ВАЗ заслужит репутацию лучшего советского автозавода.

К юбилею

Напротив нового промышленного города, названного в честь покойного лидера итальянской компартии Пальмиро Тольятти, на другой стороне Волги, располагаются живописные Жигулевские горы. Один из конструкторов предложил так и назвать автомобиль — «Жигули». Название утвердилось. Потом, изначально для экспортных вариантов, появились другие названия — «Лада», позже — «Спутник». А экспорт начался уже в 1971 году. И закупали «советский фиат» не только социалистические страны.

Отечественные предприятия — самые разные, от кондитерских до военных — подготовили немало подарков к 100-летию со дня рождения Владимира Ленина, основателя советского государства. Так было принято. Но, пожалуй, самым популярный и известным в народе стал подарок завода в Тольятти. Но вот вопрос — с конвейера ли он выехал? С его доводкой и запуском весной 1970 года возникли серьезные проблемы. Монтажные бригады работали ударными темпами, но все равно не успевали сдать конвейер, чтобы он заработал за несколько дней до юбилея Ленина. Но министр автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов поставил ясную задачу — выпустить продукцию к юбилейной дате. И директор Волжского завода Виктор Поляков сделал все, чтобы ее выполнить. Поддержали его и рабочие, понимавшие важность задания.

В ночь на 19 апреля 1970 года несколько бригад цеха № 45-3 главного конвейера приступили к пробной ручной сборке автомобилей из итальянских деталей и узлов. Этот день выпал на воскресенье — но заводчане вышли на работу. Трудились ночью, чтобы днем не мешать монтажникам продолжать сборку конвейера. Словом, первые шесть «вазовских» машин были собраны вручную, за три дня до громкой даты. Их сфотографировали, провели торжественный митинг — и именно с них началась реальная история завода. На ВАЗе к тому времени уже работала опытно-экспериментальная база. Эти шесть автомобилей внимательно изучали и конструкторы: выделяли, что необходимо изменить и исправить перед серией. А летом, когда отгремели юбилейные торжества, благополучно достоенный конвейер заработал без сбоев.

Автомобиль года

В основе первой модели ВАЗа лежала конструкция Fiat 124, признанного в 1967-м в Европе «автомобилем года». Советские инженеры внесли в конструкцию ряд изменений, которые надолго сделали ВАЗ-2101 конкурентоспособным автомобилем, в том числе на далеких от идеала дорогах советской глубинки. Были внедрены самые разные рационализаторские предложения: ручки дверей заменили на травмобезопасные, усилили подвеску для лучшей управляемости, задние тормоза сделали барабанными вместо дисковых, а передние сиденья отныне раскладывались, превращаясь в спальные места.

Автомобиль сравнительно легко заводился на морозе, салон хорошо отапливался. Специально для новой модели разработали первый советский антифриз и создали всесоюзную сеть сервисных центров. Многие думают, что комплектующие уже для первых «Жигулей» производились исключительно в нашей стране. Это не совсем так. Многое в 1970 году привозили напрямую из Европы. В СССР оценили передовые итальянские технологии, начиная с яркой краски, которая, к тому же, не выгорала на солнце. Первые ВАЗы, в которых использовались зарубежные детали, особо ценились в народе.

Судьба — «копейка»

В народе ВАЗ-2101 получил прозвище «копейка», памятное до нашего времени. Стоили эти автомобили (кстати, в итоге ставшие самыми массовыми в истории советского автопрома) поначалу 5150 — 5620 руб., что было гораздо выше себестоимости и приносило заводу и государству солидную прибыль. И хотя даже эта сумма значительно превосходила среднюю годовую зарплату советского рабочего и служащего, на черном рынке «Жигули» с успехом продавали по спекулятивной цене. Спрос сильно опережал предложение.

В то же время госструктурам ВАЗ-2101 продавали по цене 2300 рублей. Правда, для предприятий это была не самая необходимая машина. И в качестве такси «копейку» не использовали. Большинство «Жигулей» начала 1970-х все же попадали к частным владельцам — советским и иностранным. «Копейку» производили почти 12 лет, до 1982 года. К тому времени ВАЗ уже выпускал солидную линейку моделей, а в 1977 году появился и уникальный автомобиль, целиком созданный советскими конструкторами. Это внедорожник малого класса «Нива» с постоянным полным приводом, который в мировом машиностроении заслуженно считается предшественником компактных кроссоверов.

В СССР «Ниву» приняли не сразу. Автомобиль, который отличался высокой проходимостью, стоил слишком дорого — сперва 9 тысяч, а через полтора года — 10 300. Потом цену пришлось понизить из-за невысокого потребительского спроса. Зато о такой машине мечтали на аграрных предприятиях и по экспорту «Нива» побила все рекорды советской автопромышленности. Словом, завод развивался, выпуская на удивление разнообразную продукцию — и по цене, и по особенностям эксплуатации.

Уже на следующий год на ВАЗе собрали более 170 тыс. «копеек». В в 1973 году — около 400 тыс. Машины шли нарасхват, их требовалось гораздо больше. Тогда, после налаживания массового выпуска, «копейка» стала стоить чуть дешевле — на 100-200 руб. Зато новые модели, которые разрабатывал и выпускал ВАЗ, стоили дороже. И все равно моментально становились дефицитным товаром.

Автомобилизация всей страны

Идею ВАЗа нередко критиковали. Мол, связались с итальянцами, не дали дороги отечественным технологиям. Думается, это несправедливо. Во-первых, сотрудничество с итальянцами продвинуло советскую конструкторскую мысль. Во-вторых, в те же годы был значительно расширен завод АЗЛК, использовавший наработки советских инженеров. До сотни тысяч «Москвичей» производилось и на Ижевском заводе. Нам можно было воплощать идеи советских конструкторов. И поначалу многие автолюбители (особенно — консерваторы старшего поколения) предпочитали «Москвичи» «Жигулям», критикуя последние за слишком тонкий металл («консервные банки, а не машины»). Только к концу 1970-х продукция ВАЗа одержала окончательную победу над другими советскими автомобилями этого класса. И новенькие «Жигули» стали мечтой (и чаще всего — несбыточной) едва ли каждого советского человека. И на дорогах Советского Союза их можно было встретить повсюду.

Обладание автомобилем ВАЗ любой модели было символом жизненного успеха. Важно было не только накопить солидную сумму на покупку, но и получить на предприятии или в исполкоме право на его покупку, отстояв очередь. А в 1990-е, когда о дефиците забыли и началась конкуренция с иностранными моделями, ВАЗ с его сравнительно недорогой продукцией все-таки сыграл ключевую роль в «автомобилизации всей страны».

Рекорды в режиме санкций

В наше время Волжский автозавод развивается, несмотря на беспрецедентные санкции. В 2024 году АвтоВАЗ выпустил рекордное количество автомобилей за последние 10 лет — более 525 тыс. Продажи в России выросли на треть. Только внедорожник «Нива» в прошлом году приобрели в нашей стране более 100 тыс. покупателей! Продолжается и экспорт в 20 стран.

Тенденция продолжается и в нынешнем году. Время доказало: ставка на импортные автомобили рискованна, стране требуется отечественный автогигант. И он развивается, модернизируется, учитывая потребности покупателей. Время «Жигулей», «Лад» и «Нив» не прошло: только модели стали гораздо современнее во всех отношениях. А к юбилею завод обязательно представит новинки, которые приятно удивят автолюбителей.

Автор — заместитель главного редактора журнала «Историк»


Читайте также

Исследование показало, что 30% русских верят в Деда Мороза

Сион Адамян: 10 иерархов не требовали отречения Католикоса Гарегина II

Неизвестные устроили стрельбу на праздновании Хануки на пляже в Сиднее



Новости России
Ria.city
Moscow.media


Rss.plus




Новости тенниса

Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России

Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro