Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025 Февраль 2025 Март 2025 Апрель 2025 Май 2025 Июнь 2025 Июль 2025 Август 2025 Сентябрь 2025 Октябрь 2025 Ноябрь 2025 Декабрь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новости 24 часа |

Вместо знаний отчеты. М. Делягин: детей не учат, а учителя бегут из школ

13

Очередной учебный год подходит к концу, а вот о школьных проблемах такого сказать, увы, не получается. Они не только не заканчиваются, но и нарастают. Неслучайно тема образования вновь стала одной из наиболее горячо обсуждаемых на недавно прошедшем в Санкт-Петербурге Совете законодателей, который ежегодно проводит Госдума совместно с Советом Федерации.

Не умеют считать?

А проблемы все те же — учителя уходят из школ, молодые специалисты идут неохотно, учить и воспитывать детей педагогам некогда или нет сил и желания, так как нужно заполнять бесконечные отчеты, и за все это — нищенские зарплаты.

Вопрос «Есть ли в школе все необходимые учителя?» скоро встанет в один ряд с вопросом «Есть ли жизнь на Марсе?». Хотя вроде вот она, школа, не на далекой планете, почти в каждом дворе, а что там внутри — чиновникам и контролерам разных уровней неведомо. Есть там учитель физики или химии? Хватает ли преподавателей математики и информатики? Как и чему они учат детей? Вопросы не праздные, ведь президент неоднократно говорил о том, что экономике страны требуются математики, физики, биологи, химики высочайшего уровня — это вопрос стратегической безопасности и научно-технологического лидерства России.

У разных ведомств — разные цифры, сколько же не хватает учителей в школах, и оценки, насколько критична проблема, кардинально отличаются. По данным Минпросвещения, нехватка учителей в школах составляет всего 2%. Глава Минтруда поведал, что к 2030 году потребность в учителях составит почти полмиллиона человек! По данным портала Superjob, число вакансий для педагогов также составляет 500 тыс. Ирина Яровая и вовсе открыла всем глаза: оказывается, министерство направляет заявки в правительство с просьбой привлечь в школы иностранных педагогов, попросту мигрантов, а то своих не хватает.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин привел результаты проверок Счетной палаты: «В школах, особенно сельских, не хватает порядка 30% учителей. В городских есть дефицит преподавателей математики, физики, химии».

Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко подтвердила, что кадровый вопрос в образовании до сих пор не решен. И в качестве причины назвала низкие зарплаты. «Зарплата молодого учителя — не просто не конкурентная, на нее невозможно содержать семью... В больших городах зарплата разносчика пиццы — 130 тысяч, а у молодого учителя — плюс-минус 25 тысяч, а иногда и минус. Это очень серьезное препятствие для закрепления (в школах — прим. ред.) молодых учителей», — сказала председатель Совфеда.

Фальсификация учебы

Кто будет работать на таких условиях? Нормальные учителя уходят в репетиторы, потому что у частника нет бесконечных проверок, отчетов, заполнения форм на цифровых платформах: ты даешь детям знания и получаешь за это справедливую плату. То, что школа сегодня — уже не место получения знаний, понимают даже сами дети.

«Мое общение с молодежью это подтверждает, — рассказал aif.ru экономист, депутат Госдумы Михаил Делягин. — Выпускники школ издевательски цитируют вопросы из базового ЕГЭ по математике вроде задания сопоставить разного рода измеряемые интервалы — от толщины листа бумаги до расстояния между городами — с единицами измерения от миллиметров до километров. Или ЕГЭ по иностранному языку, которое имеет отношение не к его знанию, а вызубриванию наизусть требуемых шаблонов».

Школьники прекрасно видят всю эту ситуацию — когда мероприятия проводятся «для галочки», а учитель прямым текстом заявляет, что «он семь уроков отсидел — и больше в школе находиться не обязан». Учителя не ищут, как сделать урок интереснее и полезнее, а думают, как пройти очередную аттестацию, натаскать учеников на решение типовых задач, которые требуются на ОГЭ или ЕГЭ.

«Кромешная и вынужденная фальсификация заведомо бессмысленной отчетности, замена профессионализма столь же бессмысленным оголтелым и агрессивным формализмом методично приучают детей ко лжи как к единственно возможному образу, если не жизни, то, по крайней мере, деятельности, — продолжает Делягин. — Подрастающее поколение стремительно убеждается в категорической ненужности знаний, так как вокруг них в школе все решают связи и деньги».

Жертвы и агрессоры

Для полноты картины стоит описать саму обстановку в школе. Сегодня учитель — вовсе не авторитет, не статусное лицо, как было в советские времена. Педагог выполняет не миссию нести просвещение в массы, а осуществляет образовательную услугу. Он не может сделать замечание зарвавшемуся хулигану и оградить от него остальной класс — это воспримется как «прессинг ребенка», «насилие над личностью». Не может противостоять слишком наглым родителям, требующим хороших оценок своим чадам. Любые действия учителя можно снять на видео и выложить в открытый доступ, сопроводив нелестными комментариями.

Хотя некоторые учителя не всегда ведут себя достойно, в соответствии с педагогическими принципами. И на детей сыплются фразы: «Жаль, что вас бить и трогать нельзя», «Была бы моя воля, я бы вам показала», «Да как ты смеешь на учителя жаловаться?». Нормальные педагоги уходят, а вот такие остаются — самоутверждаться за счет детей.

В такой ситуации скоро не только хорошие учителя, но и сами дети побегут из школ. И об этом процессе уже говорит все больший рост количества семей, которые выбрали домашнее обучение или частные школы.

Система оболванивания

По словам депутата, дети в современной массовой школе (если не брать топовые) не получают навыков, критически важных в ХХI веке, — умения работать с информацией, критически и творчески мыслить, а не делать по шаблону, думать, а не списывать.

Почему никто из школьников не хочет учить физику, химию, а на ЕГЭ чаще выбирают обществознание? Да потому, что им не показали красоту настоящей науки, азарт исследований и собственных открытий. Для этого в школах должны быть современные лаборатории, оборудование, хорошие компьютеры. Есть они? Да, по плану их оборудуют в новых школах при строительстве, только, опять же, работать там зачастую некому. Должны быть горящие своим делом учителя. Новые стены людей не заменят. А если человек вышел из школы, умея только решать шаблонные задания ЕГЭ, вряд ли из него можно сделать хорошего инженера или врача в университете.

Такое технологическое отставание образования чревато. «Когда государство теряет школу, оно теряет молодое поколение, а значит — будущее страны. Это прямая угроза самому существованию нашей Родины», — предупреждает Делягин.

Как не потерять будущее?

Безусловно, школьные проблемы зашли уже очень далеко. Но это не значит, что надо сидеть сложа руки и наблюдать, чем все кончится. Нужно не на словах, а на деле предпринять реальные шаги по спасению школы: увеличить зарплаты учителей в регионах, вернуть уважение профессии учителя, убрать ненужную отчетность, выровнять нагрузку, чтобы учитель не надрывался на две ставки, дабы выжить, а имел время хорошо готовиться к урокам, заниматься самообразованием.

Пандемия ковида научила нас пользоваться дистанционными и смешанными форматами обучения, онлайн-уроками. Этот опыт очень полезен, такие форматы могли бы помочь решить проблемы не только загруженности учителей, но и отсутствия нормальных условий в классах, когда на 18 кв. метрах занимаются по 30-40 детей. Нужно только не терять здравый смысл и не превращать все уроки в цифровые. Да, это удобно учителю — включил презентацию на уроке, и больше ничего делать не надо. Однако живое общение педагога с ребенком ничем не заменить.

Сейчас много говорят о персонализированной модели образования, индивидуальной траектории обучения для каждого ребенка — чтобы каждый школьник получал современное и интересное именно ему образование и навыки, нужные в реальной жизни, чтобы он всегда имел обратную связь с учителем.

«Для этого можно взять на вооружение модульную систему образования, — считает Михаил Делягин. — Система заданий на уроке линейна, и по ней работает весь класс. В то время как в каждом модуле заложено некое пространство заданий, из которых ученик может выбрать те, которые лучше подходят для выбранной им траектории. Модульное планирование учебного материала позволяет ученикам, двигаясь по разным траекториям, эффективно достигать учебных целей».

У нас еще есть шансы спасти нашу школу, вернуть нашему образованию лидерские позиции, как в советские времена, когда нашу школу изучал и пытался копировать весь западный мир. Но для этого нужны реальные дела, а не пустые обещания, не озвучивание проблем, а их настоящее решение.

Читайте также

В РФ в первый раз уволили сотрудницу за ИИ-пранк с налоговой в Москве

Шри-Ланка увеличит количество рабочих мигрантов в Россию

Скончался глава Реутова Филипп Науменко — пострадавший в ДТП 7 декабря



Новости России
Ria.city
Moscow.media


Rss.plus




Новости тенниса

Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России

Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro