Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025 Февраль 2025 Март 2025 Апрель 2025 Май 2025 Июнь 2025 Июль 2025 Август 2025 Сентябрь 2025 Октябрь 2025 Ноябрь 2025 Декабрь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Новости 24 часа |

Китайский переход: приведет ли революция ВИЭ к спаду спроса на нефть

Китай в последние годы превратился в крупнейшего потребителя энергоресурсов. За последние 20 лет именно потребление нефти и газа в КНР постепенно стало самым важным фактором международного рынка углеводородов — об этом можно судить хотя бы по тому, как инвесторы реагируют на каждую новость о китайской экономике. Это касается в том числе и России, которая нарастила свои поставки на восток после санкций со стороны Евросоюза. При этом Китай быстро увеличивает свои мощности по производству электроэнергии, в том числе и из возобновляемых источников (ВИЭ), что может привести к спаду импорта нефти. «Известия» опросили экспертов о том, насколько развитие китайских ВИЭ опасно для мирового нефтегазового рынка и куда могут быть перенаправлены углеводородные потоки из России в случае снижения потребления в Китае.

Несмотря на довольно серьезные проблемы, включая дефляцию и спад на рынке недвижимости, китайская экономика продолжает расти значительными темпами — около 5% в год. Рост ВВП КНР подтверждается и такими показателями, как увеличение энергопотребления. В 2024 году потребление первичной энергии (всех видов) в стране выросло почти на 10% к 2023-му, достигнув 176 ЭДж. На первый взгляд, это выглядит как бездонный рынок для экспортеров топлива в страну, тем более что добыча нефти и газа в Китае растет намного медленнее.

Но не всё так просто. КНР в последние годы испытывает настоящий бум электрификации. В 2024 году общая установленная мощность генерации в стране достигла 3349 ГВт, на 14,6% больше, чем годом ранее. При этом возобновляемые источники обеспечили 56% этого объема. План по установке ВИЭ-мощностей (1200 ГВт к 2030 году) был побит за шесть лет до означенной даты. С потреблением та же история. Китай стал первой крупной экономикой в мире, в которой доля электромобилей от всех проданных машин в прошлом году достигла 50%. В 2025-м эта доля может еще увеличиться. Это отразилось на потреблении горючего топлива, которое показало в 2024 году спад на 2,5% по сравнению с уровнем 2021 года.

В этой связи существует серьезное беспокойство относительно способности Китая поддерживать рост мирового спроса на нефть, что он исправно делал в последние пару десятилетий. Аналитики считают, что эта перспектива вполне реальна, но есть существенные нюансы.

«Китай будет учитывать геополитические риски»

Мария Белова, директор по исследованиям компании «Имплемента»

Сегодня транспортный сегмент Китая обеспечивает половину внутреннего спроса на нефть. Согласно прогнозам Sinopec, в ближайшие три года будет наблюдаться рост потребления нефти, как в этом сегменте потребления, так и в целом в стране. Однако в 2028–2030 годы тренд сменится, и далее будет происходить ускоренное сокращение спроса на моторные топлива, поскольку в последние три года скорость развития транспортных средств на новых источниках энергии превосходила ожидания. Поскольку Китай — крупнейший мировой импортер нефти, его тренды потребления черного золота, связанные с энергопереходом, будут влиять на глобальный спрос.

Если Китай снизит свое нефтяное потребление, а следовательно, импорт нефти, основными альтернативными источниками спроса станут Индия, наращивающая закупки из-за роста населения и промышленности, развивающиеся страны АТР (прежде всего Индонезия, Таиланд и Вьетнам), являющиеся быстрорастущими рынками автомобилей и нефтехимии, и Ближний Восток — регион, НПЗ и нефтехимические кластеры которого (например, в Саудовской Аравии) увеличат спрос на сырую нефть. И, наконец, Африка, где рост населения и урбанизация могут поддержать спрос, особенно если нефть будет конкурентоспособной по сравнению с другими топливами. Однако ни один из этих регионов не заменит Китай полностью — их совокупный рост не компенсирует резкого снижения китайского импорта, если оно произойдет. Следовательно, пик глобального спроса на нефть будет пройден.

При сокращении спроса на нефть Китай в интересах энергобезопасности будет отдавать приоритет собственной добыче нефти. Что же касается закрытия потребности в импорте, здесь страна также будет исходить не только из чисто экономических интересов (и покупать самую дешевую нефть), но и учитывать геополитические и логистические риски. В этом смысле трубопроводные поставки нефти, а также морские с коротким плечом из РФ будут иметь приоритет.

С точки зрения газа ситуация для российского газа еще более комфортная, поскольку в Китае пока не предполагается прохождения пика спроса на голубое топливо, скорее, напротив, прогнозируется рост его потребления. Следовательно, страна будет заинтересована в наращивании закупок газа из России.

«Спрос на газ будет расти»

Тамара Сафонова, доцент Института экономики, математики и информационных технологий Президентской академии

Китай наращивает производство энергии из возобновляемых источников, за 2024 год прирост составил 16%, в том числе производство гидроэнергии возросло на 10%, солнечной — на 43%, ветровой — на 12%. Потребление нефти неуклонно росло в Китае до 2023 года, в прошлом году снижение можно оценить на уровне 2%. Потребление газа в Китае в 2024 году возросло на 7%. Незначительное снижение объемов потребления нефти связано с развитием электротранспорта и увеличением его доли на китайском рынке. При этом растущие мощности возобновляемой энергетики удовлетворяют потребности динамично развивающегося промышленного сектора Китая.

Спрос на газ в Китае будет расти для развития энергоемких производств, расширения газовой инфраструктуры для нужд населения, энергоперехода от использования угля к более чистому топливу — газу. Развитие возобновляемой энергетики в Китае, так же как и сотрудничество с Россией в части стабильных поставок энергоресурсов, является стратегически важным направлением для обеспечения энергобезопасности страны.

«Спрос обеспечит нефтехимия»

Антонина Левашенко, заведующая лабораторией анализа лучших международных практик Института Гайдара

Лидерство в производстве и продаже электромобилей позволило Китаю (60% мировых продаж в 2023 году по данным Международного энергетического агентства (МЭА)) планомерно снизить спрос на нефть на 1,2 млн баррелей в сутки с 2019 года (на 1–2% в год), и, по прогнозам МЭА, к 2030 году спрос сократится еще на 2,5 млн б/с. Судя по прогнозам, к этому моменту почти каждый третий автомобиль на дорогах Китая будет электрическим. В связи с чем компания BP в отчете прогнозирует, что Китай достигнет потолка потребления нефти на топливо в 2030 году, а МЭА — что уже в 2025 году.

Для мира это демонстрирует тенденцию сдвига в снижении спроса на нефть, поскольку Китай в 2000–2020-е был одним из основных мировых потребителей нефти (19% мирового спроса, по данным Энергетического института), в том числе главным потребителем российской нефти (в те годы спрос рос каждый год на 6%, сейчас он сокращается). При этом в 2025–2030 годах спрос на российскую нефть Китаем будет еще обеспечиваться большим числом нефтехимических заводов, перерабатывающих полимеры, синтетические волокна. Однако далее он сократится, так как Китай в качестве национальной цели 14-го пятилетнего плана сам ставит задачу существенно сократить потребление нефти к 2030 году.

Потеря китайского импорта для России на этапе до 2050 года будет восстановлена за счет роста развивающихся стран. Основным лидером поставок останется Индия, благодаря росту ВВП и индустриализации. В Африке спрос на все нефтепродукты будет расти примерно на 2% в год, чему будет способствовать рост ВВП и населения стран континента. В связи с этим стоит ожидать, что экспорт нефти из России в 2030–2050 годах практически полностью переориентируется на страны АТР (например, во Вьетнам), а также страны Африки и Латинской Америки.

«Эффект энергоперехода проявится не сразу»

Сергей Кауфман, аналитик ФГ «Финам»

Эффект постепенного перехода Китая на электротранспорт на рынок нефти будет заметен не сразу. На данный момент продажи электромобилей и гибридов составляют уже более 50% от общих продаж автомобилей в стране. Однако их доля среди существующих автомобилей составляет менее 10%, так как замена уже существующих автомобилей с ДВС на электромобили будет долгим процессом. Также важно отметить, что гибриды, которые полагаются не только на электродвигатель, в Китае сопоставимы по популярности с электромобилями. На этом фоне мы не ожидаем быстрого снижения спроса на нефть в Китае в обозримом будущем, однако считаем вероятным достижение пика спроса в Поднебесной уже в ближайшие годы.

ОПЕК в своих прогнозах отмечает, что в ближайшие 20–25 лет драйверами мирового спроса на нефть могут стать регионы, где еще продолжается рост экономики и населения. В частности, это могут быть Индия, Юго-Восточная Азия, ряд стран Африки и Латинской Америки. В то же время в развитых экономиках за этот же период спрос на нефть может снижаться из-за развития ВИЭ и электротранспорта и тренда на снижение населения, в связи с чем мы считаем, что пик по спросу на нефть может быть в диапазоне 105–115 млн б/с, что ниже значений, прогнозируемых ОПЕК.

На наш взгляд, активное развитие ВИЭ в Китае является одним из рисков для российской газовой отрасли, так как солнечная и ветряная генерация частично заменяют газовую и угольную. В частности, в условиях развития ВИЭ и прогнозируемого снижения населения для Китая может быть менее востребован проект «Сила Сибири – 2» или планирующиеся проекты в сфере СПГ («Мурманский СПГ», «Арктик СПГ-1» и т.д.). При этом проблемой это может стать скорее в долгосрочной перспективе, а в ближайшие годы сложностей с экспортом нефти и газа в Китай мы не ждем.


Читайте также

Интеллект — искусственный, деньги — реальные: новое звучание старых песен

Авария в Самаре в 21:00: десятки семей СНТ «Ракитовка-2» остались без тепла

Daily News раскрыл загадочные обстоятельства смерти Питера Грина



Новости России
Ria.city
Moscow.media


Rss.plus




Новости тенниса

Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru

Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России

Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro