Открытая лекция на тему кризиса чтения в России прошла в ПсковГУ
Открытая лекция «Проблема чтения: подходы к изучению» состоялась в ПсковГУ. Лектором выступила доктор филологических наук, профессор кафедры филологии, коммуникаций и русского языка как иностранного ПсковГУ Илона Мотеюнайте, сообщили в пресс-службе вуза.
«Проблемами чтения занимаются разные дисциплины, которые фиксируют кризис этой деятельности. К числу признаков этого кризиса относятся уменьшение читающих для удовольствия, рекордно низкий уровень чтения среди детей, кризис издательской отрасли, а также то, что уровень грамотности в развитых странах либо не растёт, либо уменьшается», – рассказала спикер.
Вместе с тем, по словам Илоны Мотеюнайте, выработано представление о культуре чтения, которое состоит из двух ветвей: явления, которое фиксирует участие читателя в литературном процессе (умение слышать, что говорит книга, ориентация в литературе и так далее), и более широкого понимания читателя и чтения как практики обработки информации, расширения кругозора.
В то же время Илона Мотеюнайте добавила, что существует некий парадокс чтения: это занятие, к которому природа не готовила человека. По словам филолога, наша эволюция, нацеленная на выживание, не выработала механизмов для чтения. Однако на протяжении истории человечества технологии были нацелены на то, чтобы удовлетворить потребность читателя.
В завершение встречи профессор отметила, что обращение к письменному слову означает следование за мыслью, что требует способности к классификации и рассуждению.
«Только печатный текст даёт знания в систематизированном виде, где есть последовательность, где есть логические связи, где есть рациональная картина мира, потому что слово всегда связано с интеллектуальной деятельностью. Вербализация, то есть воплощение знаний в слове, – это деятельность рационализации, это деятельность префронтальной коры мозга. Это то, что отличает нас, людей», – добавила спикер.
Открытый лекторий включён в мероприятия проекта «Всероссийский фестиваль «Вместе с российской наукой», который реализуется ПсковГУ при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.