Молодой, дерзкий, светящийся. Неизвестный Арцибашев «ожил» на стене театра
Любите ли вы заглядывать в окна? Да, это неприлично. А что, если на это и рассчитано? «Покровка.Театр» приглашает не стесняться и смело, раскрыв рот, через новые распашные окна любоваться фреской, на которой изображён Сергей Арцибашев. Огромный портрет прекрасно видно с улицы - и мастер будто сам приглашает москвичей, проходящих по Покровке, заглянуть к нему на огонек.
Молодой и дерзкий
Легендарный камерный московский театр некоторое время назад сменил название, но остался верен традициям создавшего его режиссёра и актёра Сергея Арцибашева. А теперь ещё и увековечил основателя в своих стенах, буквально на одной из них.
Портрет действительно необычный, даже дерзкий, исполненный в стиле стрит-арт широкими и яркими мазками. А ещё художник использовал флуоресцентную роспись: подсветка - и краски меняют цвет. Эту идею художника Владислава Подопригоры лидер отечественного стрит-арт-движения Александр Милицин объяснил так: "Нам хотелось вдохнуть свежести в классический портрет, сам рисунок имеет 3D-эффект, что сделать в традиционном исполнении невозможно".
На портрете режиссёр в непривычном для многих образе - молодой, невероятно харизматичный, без любимых им очков в роговой оправе. Художник взял за основу фотографию Арцибашева времен его студенчества в ГИТИСе, когда впереди была вся жизнь, с ее надеждами, стремлениями, творческими открытиями и, конечно, любовью.
Под управлением любви
На презентацию фрески в фойе театра собрались артисты, почетные гости, в том числе, супруга режиссера, актриса Нина Арцибашева и их сын Сергей, музыкант.
"Таким молодым, как изобразили на фреске, Сергей забирал своего сына из роддома, который находится здесь же, на улице Покровка. Удивительно, что для нас это - судьба, именно на этой улице родился не только наш сын, но и этот театр, тоже его детище, - со слезами на глазах вспоминала Нина Борисовна. - Ещё в ГИТИСе я взялась поставить спектакль "Женщины и дети". И мне помог Сергей Николаевич. После этого меня пригласили на Таганку, где мы уже вместе работали".
Напомним, в начале 1980-х в авторский театр Юрия Любимова, как известно, не допускались "посторонние", при этом Арцибашев - исключение: работал у него в качестве ассистента, актера и режиссера, а после и у Анатолия Эфроса.
Напомнила Нина Борисовна и о том, как позже они играли незабываемый спектакль "Надежды маленький оркестрик..." , который стал хитом на многие годы.
Трогательными воспоминаниями поделился и сын режиссера, музыкант, искусствовед, педагог Сергей Арцибашев - младший, который пишет книгу о музыке: "Многие из тех, кто знал отца, подтвердят, что он был человеком сумрачным, но в то же время мог что-то настолько увлеченно рассказывать, что люди не могли отвести от него глаз, столько он излучал энергии. Как-то я исполнил для папы Рахманинова, и он сказал: "Хочу, чтобы ты сыграл на моих похоронах". Я начал его ругать за эти слова, но в итоге так и случилось: пришлось играть на похоронах".
Для фортепианного концерта на рояле при свечах Сергей выбрал произведения любимых композиторов отца — Рахманинова, Шопена, а также "из новых" - Ханса Циммера к фильму "Плагиатор".
Новая жизнь старого театра
На улице с тысячелетней памятью, в старом-престаром доме, рождается новая театральная жизнь. Нынешний сезон стал для молодой творческой команды первым. В июле 2025 года по результатам Всероссийского открытого конкурса кадрового резерва в театры Москвы «Таланты» столичный Департамент культуры назначил на Покровку новое руководство — художественного руководителя Дмитрия Бикбаева и директора Алексея Родина. (Кстати, певец Дмитрий Бикбаев известен также по участию в проекте «Фабрика звезд 7»).
Намечая стратегию развития театра, который в следующем году отметит 35-летие, новый худрук делает ставку на молодежь: "Мы камерный театр, поэтому можем позволить себе идти по пути творческих открытий, а не концентрироваться только на стопроцентных театральных бестселлерах".
Когда 25 октября театр открывал новый сезон, официально еще шел ремонт, здесь были строительные леса. А сегодня о недавнем ремонте напоминают лишь фотографии: что было - и что стало.
Контраст впечатляет. Перед зрителями - стильное фойе в блеске зеркал, с мягким светом и прозрачными креслами. Перестроили зону кафе, приспособили туалетные комнаты для маломобильных гостей. И даже - замечательное удобство! - оборудовали будуарную комнату, где зрители могут посмотреть в зеркало, припудрить носики.
Рассказал худрук и о других изменениях: "Подумали, почему бы не открыть кладку и показать, как рождалась история!" Количество мест в зале с 86 увеличили до 130, а сам зал оборудовали так, что кресла можно расставлять в нескольких вариациях. Сцену расширили вдвое, сделали комфортные гримерки.
"А еще восстановим легендарную кухню, - добавил Бикбаев. - Дело в том, что когда театр только начинал своё существование, сцены там не было в помине — лишь три комнаты на втором этаже маленького дома. Хотим сохранить в театре эту тёплую семейную атмосферу".
Но будут и современные технические новшества - например, у входа установят специальный аппарат, где можно купить билеты и тут же их распечатать.
Сила - в доверии
Дмитрий Бикбаев отметил ключевую роль Департамента культуры Москвы в восстановлении театра. По его словам, благодаря помощи со стороны города легендарная площадка смогла быстро вернуться к полноценной работе.
«Я благодарю коллег из Департамента культуры за то, что они поверили в нас, молодых ребят, которые, по сути, не имели серьёзного опыта в управлении театральными организациями, но в кратчайшие сроки мы стараемся обеспечивать качественные результаты», — добавил режиссёр.
Обновив внешний облик и интерьер культурного учреждения, новая команда заявляет о своем намерении, с одной стороны, сохранить творческое наследие основателя, с другой - продолжить развивать театр, сделав его точкой притяжения для молодёжи. На обновлённой сцене идут лучшие спектакли со старых подмостков, при этом театр актуализирует их и даёт шанс новому поколению вписать свою страницу в историю.
Московская публика знает, что их ждёт здесь много творческих открытий. К этому приучил зрителей Сергей Арцыбашев. Первым спектаклем, сыгранным на отремонтированной сцене при Бикбаеве, стали "Вечно живые". Роль Антонины Монастырской в нем сыграла новая артистка труппы Дина Корзун.
Нашумела в столице и постановка "Москва. Сумерки" - билеты на готический детектив по одной из самых загадочных повестей Алексея Толстого "Упырь" распродаются со скоростью света. В театре полушутя обуславливают этот успех перезапуском массовой кинофраншизы.
А ещё «Покровка.Театр» вновь обратится к пьесе «В тишине» Владимира Малягина, близкого друга Сергея Арцибашева. Как анонсировал Дмитрий Бикбаев, премьера состоится 24 декабря. Арцибашев впервые представил «В тишине» в 1990-м, а в 2001-м она стала главным событием празднования 10-летия театра.