Страсти по Жанне. В МАМТ поставили редкую оперу Чайковского
В Музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялась первая оперная премьера сезона — «Орлеанская дева» Петра Ильича Чайковского.
В заглавной партии — Екатерина Лукаш и Лариса Андреева. В остальных ролях — ведущие и молодые артисты театра, участники стажерской оперной программы МАМТ.
«О великих думают, о злых — забывают»
Этой постановкой театр завершает своего рода историческую оперную триаду (в прошлом сезоне состоялись премьеры «Анри Шенье» и «Анн Болейн» с Хиблой Герзмава).
Так сложилось, что монументальное произведение Петра Ильича исполняется редко, хотя мировая премьера оперы в четырех действиях состоялась в Мариинке спустя полтора года после написания — в феврале 1881-го. Там же, к слову, она идет и сейчас.
Либретто Чайковский сочинил сам, использовав несколько источников: одноименную драму Шиллера в переводе Жуковского, драму Барбье «Жанна д`Арк», либретто оперы «Орлеанская дева» Мерме, историческую биографию Валлона «Жанна д`Арк». Даром что героиней Петя заинтересовался еще в 7 лет и даже написал стихотворение:
«Тебя любят и не забывают,
Ты так красива!
Ты спасла Францию,
Дочь пастуха,
Что совершила столь прекрасные поступки!
Варвары англичане убили тебя,
Но вся Франция тобой восхищается.
Твои белокурые волосы до колен
Очень красивы.
Ты была так знаменита,
Что даже архангел Михаил явился к тебе.
О великих думают,
О злых — забывают».
Последние две строчки гениальны, если учесть, что их написал маленький мальчик. К сожалению, работа над оперой шла не сказать чтобы очень легко. Своими переживаниями композитор делился в письмах к Надежде Фон Мекк. И надеялся, что «быть может, перестанут утверждать, что я неспособен написать хорошую оперу».
«Русская музыка написана для души человека»
«Масштаб оперы огромный, — говорит дирижер Кристиан Кнапп. — Здесь есть материал, который будет потом в "Пиковой доме", "Иоланте", "Мазепе". Есть материал, похожий на "Евгения Онегина", написанного ранее. Мне кажется, Чайковский много экспериментировал. Он искал более европейский стиль, в отличие, скажем, от Римского-Корсакова или Мусоргского. А связь между Францией и Россией была всегда... На мой взгляд, мощная тема здесь — вера. Как возможно, чтобы юная девушка всерьез помогала армии? Может, это связано с верой в Бога? Ведь и Чайковский был очень верующим».
Русская музыка и Чайковский, считает Кнапп, дают зрителям философский фон. Тут и эмоции, экспрессия, сила. «Русская музыка будто написано для души человека. В нашем мире невозможно жить без музыки Чайковского. Просто не-воз-мож-но!.. Если бы балетные труппы США не давали на Рождество "Щелкунчика", они бы давно все закрылись».
Кристиан Кнапп родился и вырос в Америке. Но уже 15 лет живет в Петербурге (в конце 1990-х он учился здесь дирижерскому искусству у Ильи Мусина). И пропагандирует русское музыкальное искусство.
Лестница в небо
Особого восхищения вызывает сценография. Для сложной драматургии нужна не только мощная труппа, большой хор и оркестр, но и некая пафосная конструкция. Ею стала взмывающая от земли к небу семиметровая белоснежная лестница в 54 ступени.
История рассказывает о 19-летней девушке, ставшей героиней Франции. 30 мая 1431 года Жанну д`Арк сожгли на костре на площади Старого Рынка в Руане, а пепел развеяли над Сеной. Её обвиняли в ереси, в ношении мужской одежды, в пренебрежении авторитетом церкви. Судьи пытались доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили не от Бога, а от дьявола...
Спустя четверть века суд полностью оправдал Жанну. Но только в 1909-м Папа Пий Х провозгласит её блаженной. Спустя ещё 11 лет другой Папа — Бенедикт ХV — причислит к лику святых. А в 1922-м Орлеанскую деву официально признают покровительницей Франции.
В опере Чайковского есть и короткая любовная история. Светлая и трагическая одновременно. Иоанна влюбляется в бургундского рыцаря Лионеля. Побеждает его, но не может нанести смертельный удар. И тогда он переходит на сторону французов...
Доспехи смотрятся как настоящие
Доспехи подгонялись, резались, клепались под каждого артиста. И теперь, когда на сцене или за кулисами собираются сразу полсотни воинов, зрелище довольно мощное. Конечно, из металла делать доспехи никто не решился бы. Тем более в них приходиться играть и петь исполнительницам партии Иоанны. Обе — девушки хрупкие. А партии очень сложные.
К счастью, из зрительного зала доспехи смотрятся как настоящие. А опера на средневековую тему рассказана современным театральным языком. Чтобы зрители смотрели на Иоанну (Жанну д`Арк) нынешними глазами. И слушали Чайковского нынешними ушами. По-моему, спектакль получился весомее и зримее, чем написал Петр Ильич.
Следующие показы оперы «Орлеанская дева» в МАМТ состоятся 28 и 29 января 2026 г.