Платить «по упрощёнке». Грядёт ужесточение налогового законодательства
С 1 января 2026 года в России вступает в силу пакет изменений в Налоговый кодекс. По сути, это довольно крупная реформа в весьма чувствительной для многих сфере. Госдума уже приняла проект Федерального закона в первом чтении.
Конкуренция регионов
В связи с грядущими переменами сотрудник Президентской академии Анастасия Киреева рассмотрела один из аспектов проблемы. Работа называется «Ситуация с предоставлением регионами льгот по упрощенной системе налогообложения нуждается в урегулировании».
Упрощённая система налогообложения (УСН) — это введённый в 2002 году специальный налоговый режим в России, направленный на снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, а также на упрощение бухгалтерского учёта. Дело, безусловно, благое, но и в нём не обошлось без перекосов. Как раз их и подвергла рассмотрению автор работы.
Один из примеров — явление, носящее название межрегиональной налоговой конкуренции. Это когда отдельные субъекты РФ смягчают налоговую политику (снижают ставки, вводят льготы), чтобы привлечь инвестиции, бизнес и трудовые ресурсы из других регионов.
На сегодняшний день льготы по УСН используют все субъекты РФ. Делают они это, однако, по-разному.
«Обеспеченные регионы, как правило, предоставляют льготы в незначительном объеме и склонны к сокращению их общего числа, — сказано в исследовании. — В частности, общее число льгот по УСН в 2020-2025 гг. сократилось в Москве, республиках Башкортостан и Татарстан, Кемеровской, Амурской, Московской, Ярославской областях и некоторых других субъектах РФ. Исключением стали Санкт-Петербург и Свердловская область, предоставляющие большое количество отраслевых льгот по УСН, а также Тюменская область, ХМАО и ЯНАО, предоставляющие отдельные виды льгот всем налогоплательщикам».
При этом регионы с недостаточным уровнем бюджетных доходов более склонны к активному использованию льгот по УСН. В частности, высокий уровень активности в направлении налоговой конкуренции продемонстрировали новые территории, а также большинство республик Северного Кавказа. Например, Карачаево-Черкесская Республика продемонстрировала снижение ставок и расширение льгот для IT, туризма и образования; в Ингушетии отдельные виды льгот предоставляются всем налогоплательщикам; в Чечне — всем налогоплательщикам с численностью работников до 41 человека.
В значительной степени подобная налоговая активность регионов СКО обусловлена традиционными для округа сложностями на рынке труда (недостаточная занятость, низкие зарплаты).
Конец налоговой вольнице?
До конца этого года субъекты РФ самостоятельно определяют, какие виды деятельности относить к льготным. Федеральный центр лишь обозначил рекомендательные рамки налоговой политикой. В целом субъекты РФ учитывают федеральные «установки» по предоставлению налоговых преференций таким секторам, как IT, сельское хозяйство, наука, образование, социальное обслуживание и туризм. В то же время в субъектах РФ широко распространена практика предоставления льгот налогоплательщикам, не вошедшим в приоритетные льготные категории.
«Структура налоговых льгот не полностью соответствует федеральным задачам, — делает вывод автор работы. — Региональная свобода усмотрения в части самостоятельного определения "льготных" видов деятельности нуждается в некотором ограничении».
Мигранты от налогов
Рыба, как известно, ищет, где глубже, а бизнес — где налоги ниже. Это называется налоговой миграцией. У субъектов РФ есть право понижать ставки «упрощенного» налога, и многие этим пользуются. Например, базовая ставка УСН «Доходы» — 6%, но регионы вправе снижать ее до 1%.
При этом у плательщиков УСН, как правило, остается возможность работать на территории нескольких субъектов РФ. Налоговое законодательство, формально запрещая им создавать филиалы компаний, не ограничивает право на создание обособленных подразделений. При этом вся сумма налоговых обязательств определяется по месту регистрации плательщика УСН. Допустим, фирма работает в Москве, а налоги платит где-нибудь в Дагестане. Подобный подход далеко не всегда соответствует интересам регионов, на территории которых бизнес работает, но налогов не платит.
Такие льготы предоставлялись в республиках Бурятия, Мордовия и Тыва и ряде других регионов.
Таким образом, по мнению автора научной работы, правовые усилия, направленные на снижение стимулов к налоговой миграции, остаются недостаточными. Ограничения в отношении «налоговых мигрантов» следует ужесточить.
Разумеется, вводить ужесточение налогового законодательства не предполагается огульно. По мнению автора, льготы, следует сохранить для:
малонаселенных муниципальных образований (подобная практика сейчас имеется, например, в Белгородской области);
арктических муниципалитетов (примером такой практики является Якутия);
для микробизнеса с малой численностью работников (пример такой практики — Чеченская республика).