Диета против инсульта. Названы самые полезные для сердца и сосудов продукты
Даже если вы питаетесь правильно и съедаете в день не менее 5 порций овощей и фруктов (примерно 500 г), это еще не значит, что вы на 100% защищаете сердце и сосуды. И поэтому риск инфарктов и инсультов остается повышенным.
Самое полезное для сердца и сосудов
Чтобы он стал минимальным, необходимы особые продукты. Это убедительно доказала большая группа ученых из Университета Рединга, Гарвардской медицинской школы и Калифорнийского университета. Их исследование вышло в профильном научном журнале Food & Function.
Ученые исходили из того факта, что для эффективной защиты сердца и сосудов нужно потреблять в день 500 мг флаванолов. Это было доказано ранее в исследованиях.
Флаванолы — это группа природных соединений, содержащихся только в растениях. Подобно витаминам, человек должен получать их с пищей, так как наш организм не способен их синтезировать. Все они являются антиоксидантами, а некоторые обладают и специфическими эффектами. Поэтому флаванолы поддерживают эластичность сосудов, улучшают кровообращение головного мозга и существенно снижают риски сердечно-сосудистых заболеваний.
Пикантные подробности
Их главный эффект заключается в том, что они способны стимулировать выработку оксида азота (NO) в стенках сосудов (эндотелии). Тут нужно добавить одну пикантную подробность. Этот эффект сближает флаванолы с препаратами типа виагры — они работают благодаря тому, что тоже повышают концентрацию оксида азота (но делают это другим способом). Так что флавонолы будут полезны и в этом плане. Конечно, их влияние мягче, чем у лекарств, но недооценивать его не стоит.
Главное действие оксида азота — расслабление гладкой мускулатуры сосудов. Это запускает целую цепочку положительных эффектов, но, прежде всего, снижается артериальное давление. Дополнительно флаванолы снижают агрегацию (склеивание) тромбоцитов. Кровь становится менее вязкой, что уменьшает риск образования тромбов, и это прямая профилактика инфарктов, инсультов и прочих тромбозов.
Будучи антиоксидантами, эти соединения предотвращают окисление «плохого» холестерина (ЛПНП). Именно окисленный холестерин повреждает стенки артерий и формирует бляшки.
Есть и другие полезнейшие эффекты, но сейчас речь только о сердечно-сосудистой системе.
Результаты не вызывают сомнений
В основе всех полезных флаванолов лежат молекулы катехина (их больше всего в зеленом чае) или эпикатехина (особенно много в какао и шоколаде) и их производных, имеющих очень сложные названия и содержащихся в ряде фруктов, овощей и ягод.
Новое исследовании, в котором анализировали рацион более 30 тысяч человек, показало, что даже при здоровом питании, включавшем в день 5 порций овощей и фруктов (около 500 г), достаточное количество флаванолов получали менее четверти участников. И это очень объективная картина, ведь эти вещества и их метаболиты определяли прямо в крови, а не просто подсчитывали, анализируя пищевой состав съеденных продуктов, как это часто бывает.
Где нужно искать флаванолы
«Флаванолы могут значительно снизить риск смерти от сердечно-сосудистых заболеваний, но только в том случае, если вы потребляете их в достаточном количестве, — комментирует исследование его участник доктор Хавьер Оттавиани. — Большинство людей считает, что для этого достаточно есть много фруктов и овощей. Но наше исследование показывает, что конкретный выбор продуктов имеет гораздо большее значение, чем общее количество овощей и фруктов. Добавление к дневному рациону горсти ежевики, целого яблока или чашки зеленого чая может существенно повлиять на то, сколько этих полезных соединений вы фактически потребите и усвоите из пищи».
«Пять порций фруктов и овощей в день — это правильный посыл, но нам, возможно, следует более тщательно подумать о том, какие именно дары природы надо включать в эти пять порций, — развивает мысль коллеги профессор Гюнтер Кунле из Университета Рединга. — Ведь различные фрукты и овощи обладают совершенно разными питательными свойствами, помимо витаминов и минералов, и по мере того, как наше понимание роли этих соединений растет, появляется реальная возможность сделать рекомендации по питанию более конкретными и эффективными. Это исследование — шаг к пониманию того, как это может выглядеть на практике».
В частности, среди самых богатых флаванолами продуктов ученые называют чернику, клюкву, сливу, вишню, бобовые и, конечно, зеленый чай, темный горький шоколад и какао (см. таблицу).
Таблица. Конкретное содержание флавонолов в продуктах
Продукт | Среднее количество флаванолов | Размер порции |
|---|---|---|
Натуральный какао-порошок | 300-400 мг | 2 столовые ложки или 15 г |
Зеленый чай | 200 мг | 1 чашка (250 мл) |
Сливы | 180 мг | 200 г |
Клюква | 150 мг | 125 г |
Яблоки (обязательно с кожурой) | 110 мг | 1 среднее яблоко (200 г) |
Горький темный шоколад (85% какао и выше) | 100 мг | 20 г |
Черный чай | 100 мг | 1 чашка (250 мл) |
Клубника | 90 мг | 200 г |
Черника | 80 мг | 150 г |
Фасоль | 70 мг | 2 ст. ложки зерен фасоли |
Вишня | 65 мг | 200 г |
Темный шоколад (70–75% какао) | 45 мг | 20 г |
Какао-порошок алкализированный (обработанный щелочью для более мягкого вкуса) | 20-50 мг | 2 столовые ложки или 15 г |
Молочный шоколад (30–40% какао) | 12 мг | 20 г |