Добавить новость
Январь 2010 Февраль 2010 Март 2010 Апрель 2010 Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010 Август 2010 Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010 Декабрь 2010 Январь 2011 Февраль 2011 Март 2011 Апрель 2011 Май 2011 Июнь 2011 Июль 2011 Август 2011 Сентябрь 2011 Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011 Январь 2012 Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012 Июль 2012 Август 2012 Сентябрь 2012 Октябрь 2012 Ноябрь 2012 Декабрь 2012 Январь 2013 Февраль 2013 Март 2013 Апрель 2013 Май 2013 Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014 Апрель 2014 Май 2014 Июнь 2014 Июль 2014 Август 2014 Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014 Декабрь 2014 Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024 Январь 2025
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Чистые намерения: 80 лет назад родился Георгий Тараторкин

Кировская область в 2025 году планирует отремонтировать 370 км дорог

У новых Lexus GX на солнце плавятся детали машин

Терминал сбора данных (ТСД) промышленного класса SAOTRON RT42G

Кировск. Мурманская область. Кольский полуостров

Материал опубликован в декабрьском номере журнала Никиты Михалкова «Свой».

В начале победного 1945 года в Ленинграде родился удивительный артист, который не любил слово «роль». Георгий Тараторкин предпочитал говорить: «Судьба...»

Романтичный, аристократичный, интеллигентный — современники тщетно подбирали эпитеты, выражающие главную особенность (творческую обособленность, непохожесть) актера, однако его биография не давала тому очевидных оснований.

«У меня очень рано не стало папы: мне было семь лет, а сестренке пять, — вспоминал Георгий Георгиевич в год своего шестидесятилетия. — Маме в ту пору было тридцать. Когда я подрос, то понял, что же совершила мама, посвятив всю себя нам; она была так молода — тридцать лет это же начало начал... Она, к счастью, увидела и «Преступление и наказание», и другие мои работы, но когда мы с сестренкой встали на ноги, у нее уже сил не осталось».

При любой возможности мать уводила детей из тесной, пропахшей бедностью коммуналки (на 80 душ) в театры и музеи. Однако всем прочим видам искусства паренек, как и почти все его сверстники, предпочитал «главное». «Ранние мои впечатления связаны не с театром, а скорее с кино, когда я мальчишкой абсолютно верил в то, что в этот раз мы с Чапаевым... — признавался артист в другом интервью. — Эта вера и сбила меня с толку, а толк, возможно, мог бы быть в чем-то другом».

Георгий хорошо рисовал, мечтал стать учителем. Желая материально помочь матери, пытался после школы устроиться в ТЮЗ помощником художника, но в театре требовался электрик. Судьба тогда явилась в виде элегантного господина с тросточкой. Проходя мимо по коридору, тот было разминулся с одетым в спецовку «юношей бледным со взором горящим», но затем почему-то обернулся: «А что это вы тут делаете?.. Поступайте к нам в студию!» Вот он — главный, — догадался Тараторкин, и действительно, это был худрук Зиновий Корогодский, который для себя и своих подопечных сформулировал принцип: «Театр должен быть завлекателен, но он не может быть развлекательным, он должен в игре нести нужную для опыта жизни идею. Театр семьи, на мой взгляд, должен быть многоэтажным, один этаж — для самых маленьких, другой — для подростков, для юношей и, наконец, для взрослых, и все эти этажи должны образовывать Дом».

«Формалиста» Корогодского с его особой миссией рекомендовал в ТЮЗ властелин БДТ Георгий Товстоногов. Взрослых зрителей в «детский» театр Зиновий Яковлевич решил привлечь перманентным разговором о важном — о нравственной жизни и личной правде, не разменивающейся на злобу дня. Тараторкина этот наставник экзаменовал оригинально: в каждом туре прерывал абитуриента на первых строчках стихов и, невзирая на недоумение коллег («Зачем он вам нужен?»), зачислил на свой первый ленинградский курс.

Из той же школы вышли Юрий Каморный, Александр Хочинский, Антонина Шуранова, Татьяна Бедова, и все же главным открытием студии стал бывший электрик, проживший на сцене (и за ее пределами) роль лейтенанта Шмидта. Постановка 1967 года «После казни прошу...» имела сумасшедший успех в силу особых оттепельных обстоятельств: перед публикой предстал не идейный романтик, а сознательный гражданин, верный семьянин, без тени пафоса жертвовавший собой ради Отечества русский патриций. Образ требовал максимального расходования душевной энергии, и она у исполнителя быстро иссякла. Врачи три месяца не могли поставить диагноз, опасались гангрены — высокая температура, распухшая нога, инфекционный полиартрит...

Однокурсница Ольга Волкова сфотографировала изможденного молодого человека на больничной койке, а потом показала карточку именитому режиссеру, тщетно разыскивавшему своего Родиона Раскольникова по всей стране. «А я же тогда мог и не встать», — вспоминал спустя десятилетия заочно утвержденный на главную роль актер. Еще не оправившись от болезни, он включился в сложнейшие двухгодичные съемки, отступиться от которых было невозможно. «Жалеть себя, имея дело с судьбой Родиона Романовича, — преступление, за которым обязательно последует наказание», — сознавал вчерашний выпускник.

Ему тогда выпало сыграть прямого антипода Шмидта, пожираемого сверхидеей бунтаря-одиночки. «Помню момент, когда подошел к Кулиджанову и сказал, что не могу больше сниматься: вот так убить старуху — нужен опыт! Чувственный опыт, потому что моего воображения уже недостаточно... Старуху я, конечно, не убил, но попробовал это прожить и понял, что никакое воображение не могло это нарисовать. Страшно!» — признавался много лет спустя Тараторкин.

Эмоциональная перегрузка центрального образа была следствием прочтения в духе времени. Режиссера мало интересовали участники драмы, прорисованные беглыми, схематичными маргиналиями. Близкие-присные героя Достоевского представлялись великанами, слепо играющими его судьбой, кулиджановский же Раскольников оказывался в натуральной «баньке с пауками». Какое отношение убийство процентщицы имело к длительной возне с этими «лишними людьми»? Все, кроме Мармеладовой, выглядели здесь свихнувшимися чиновницами-процентщицами, лелеющими самолюбивые, мелочные, вздорные расчеты на визави.

Кулиджанов не заострил коллизию, и его ансамблю пришлось самодеятельно офактурировать роли по принципу «кто во что горазд», а Тараторкину — нащупывать опору сольной партии в обстоятельствах места и времени: советский Раскольников стал убийцей не оттого, что «глядел в Наполеоны», а потому, что исполнял непреложный закон классовой борьбы.

С точки зрения господствовавшей морали сознательному студенту надлежало не терзаться химерой совести, но с высокой трибуны делиться с товарищами идеями о том, как внести посильный вклад в торжество коммунизма: не меркантильно-экзистенциальная блажь, а революционное сознание превращало его в судию всех на свете «процентщиц»! «Я не дам себя мучить! Я себя убил, а не старушонку!» — в звонких репликах героя обнаружился подлинный, пережитый на пределе сил нигилистический бунт. Главное — пафос был созвучен мысли Достоевского о недоступности покаяния человеку, заживо сгорающему в упоительном окаянстве, гибнущему, лишенному спасения... если бы не Соня. По очевидным причинам ключевая сцена совместного чтения Евангелия в картину не вошла, но упование на чистосердечную жертвенность стало финальным аккордом картины.

Позже Георгий Георгиевич вспоминал, как, работая над картиной, прочитал и принял к сердцу «Новый Завет», как трудно было выходить из образа, сыгравшего в судьбе актера главную роль. В 26 лет он стал самым молодым лауреатом Госпремии СССР. Год спустя потерял мать и встретил любимую женщину, актрису, литератора Екатерину Маркову, наконец, был приглашен самим Юрием Завадским в Москву на роль Раскольникова. Уезжая в столицу, Тараторкин оставлял ТЮЗ, где сыграл Гамлета, Годунова, Шмидта, Подхалюзина... В Театре имени Моссовета студента Родиона уже играл с большим успехом романтичный Геннадий Бортников, который явился к конкуренту в гримерку с пышным букетом белых роз.

Ленинградец оправдал авансы, завоевал сердца столичных театралов и при этом не подхватил звездную болезнь — совсем напротив, осознал свою актерскую сверхзадачу: непрерывная внутренняя работа должна проявляться в рисунке каждой роли. Творческая биография Тараторкина делится пополам. Модного актера приглашали в кино на роли совопросников эпохи, молодых советских ученых и учителей, на подмостках он воплощал образы «собеседников» вечности. После «Петербургских сновидений» (по мотивам «Преступления и наказания») сыграл Ивана в «Братьях Карамазовых» режиссера Павла Хомского, Ставрогина в постановке «Бесы» Юрия Еремина, Сирано де Бержерака в телеспектакле Сергея Евхалишвили, а также величайшего русского поэта-романтика в телепьесе «Версия» Александра Штейна. Последний об их большой совместной работе писал: «Через игру Георгия Тараторкина в спектакль входит душа Блока, такая, какой мы ее познали в его стихах, дневниках, воспоминаниях». Фаина Раневская после премьеры подарила актеру знаменитый фотопортрет гениального стихотворца, принадлежавший ранее Анне Ахматовой. На обороте Фаина Георгиевна оставила дарственную надпись: «Юрочке за то, что люблю. А больше всего в жизни я люблю талант». В дальнейшем Георгий Георгиевич с Блоком не расставался, став непревзойденным чтецом его произведений.

Заветными, знаковыми словами для Тараторкина были «неожиданность», «удивление», «доверие», «благодарность». «У меня нет фанатической уверенности в том, что я занимаюсь тем, чем бы должен был заниматься по Божьему раскладу, — признавался он, уже будучи народным артистом России. — Может быть, поэтому во мне сохраняется интерес... Как будто это что-то случайное, и, хотя идет время, все у меня еще впереди, несмотря на то, что набежали десятки лет. Охватывает оторопь, и продолжаешь интересоваться этим дальше... Мы занимаемся тем делом, которое облекать в слова очень трудно, и я ненавижу облекать это в слова... От многого в окружающей жизни я спасаюсь не в последнюю очередь тем, что во мне живут персонажи, сыгранные и несыгранные... Спасаюсь их мыслями, их отношением с собой и с миром. Самый тяжелый для меня момент — расставание не с ролью, а с судьбой персонажа. Выясняется, что, лишившись возможности проживать жизнь какого-либо героя на сцене, ты оказываешься еще теснее, еще интимнее связан с ним».

Предзаданность репертуара преодолевалась напряженной внутренней работой над каждым образом. Тараторкин представал этаким рефлексирующим резонером, который в крайних обстоятельствах становится трагическим, лишенным иллюзий, окрыляемым сверхзнанием героем. Такой воплощенный на сцене образ превращает публику в соучастницу душевных, порождаемых сокровенными мыслями движений.

В начале XXI века в одном из интервью Георгий Георгиевич поведал: «Я глубоко верю, что театр иногда бывает для человека спасением. Если говорить об обстоятельствах, в которых суждено существовать современному человеку, когда один из прочих сегодняшних диагнозов — это трудность понимания другого и одиночество, то театр (но — Театр, а не то, что часто называют этим словом и что к Театру не относится) может быть спасителен для человека. Там он может обнаружить, что не одинок. В каком смысле? Ведь одиночество — не отсутствие или присутствие вокруг определенного количества тел, а одиночество сокровенных помыслов и верований, в которых человек боится признаться окружающему миру, боится выглядеть перед этим миром идиотом или напороться на очередное непонимание. И вдруг в театре, если на сцене что-то живое, он может обнаружить: оказывается, на людях, на сцене, человек не боится признаться в чем-то, во что я верю, чего я боюсь. Значит — действительно, не так глупы и наивны мои взгляды, принципы. В этом смысле у меня были удивительные моменты. Когда-то, через час после спектакля «Версия» (о Блоке, его отношениях с миром и собой, о строе его души) ко мне подошли две запорошенные фигуры, дело было зимой... Останавливаются передо мной, молчат и смотрят в мою сторону, но сквозь меня — в себя. И один из них, абсолютно безынтонационным голосом, говорит: «Мы не знаем, как дальше жить». Я ответил: «Надеюсь быть правильно понятым, я очень рад...» И мы разошлись».

На самом деле они — удивительный актер и переполненные сильными чувствами-эмоциями зрители — сошлись, удостоверились в чуде прикосновения к подлинному событию искусства.

«Артист совершенного стиля, он как-то удивительно благодарно жил, — вспоминал сын Филипп Тараторкин, — благодарно за случившееся и за не случившееся, любил и понимал красоту не только в искусстве или природе. Пожалуй, особенно он любил красоту в человеческих отношениях».

Руководящий пост в Союзе театральных деятелей в биографии Георгия Георгиевича отнюдь не случаен. Артист хотел, стремился быть полезным для всех: коллег, завсегдатаев театра, разночинной публики, молодежи... Незадолго до смерти он сформулировал безупречное кредо: «Главное — верить в чистоту намерений и чистоту дела, которым ты занимаешься».

Читайте также

Цукерберг: Байден требовал от компании Meta* удаления публикаций о COVID-19

СК Ленобласти проверяет инцидент с падением на годовалого ребенка телевизора

Сбербанк рассказал, как ИИ повлияет на мошеннические схемы в 2025 году



Новости России
Ria.city
Москва

Оргкомитет конкурса - фестиваля «Театр Победы» объявил шорт-лист финалистов

Moscow.media


Сергей Брановицкий

Продать стихи. Как продать стихи. Продать стихи собственного сочинения.

Rss.plus
Москва

Мужчина получил пулю от собутыльника и умер спустя двое суток в Подмосковье


Анастасия Волочкова

Носит на руках: Волочкова поделилась романтичным фото из отпуска с ухажером


News Every Day

Horse racing tips: ‘Loads more to come under perfect conditions’ – Templegate’s 5-2 NAP has everything in his favour


Москва

Команда Управления Росгвардии по Ульяновской области заняла призовое место в чемпионате по лыжным гонкам и служебному двоеборью


Новости тенниса
WTA

Касаткина менее чем за час проиграла американке Киз в четвертьфинале турнира WTA в Аделаиде


Спорт в России и мире


Новости Крыма на Sevpoisk.ru
Симферополь

Погода на 10 января 2025 года в Крыму и Севастополе: воздух прогреется до 16 градусов

Ігор Зотько: підтримка України в часи війни


Происшествия, события, анонсы, всё, что случилось сегодня, вчера, на этой неделе и всё, что предстоит увидеть завтра в России, в Украине, в мире — сейчас в новостях на Ru24.pro (прямой эфир, прямые публикации, прямые трансляции, мгновенные авторские публикации, полный календарный архив). Последние новости, статьи, объявления, блоги, комментарии, заметки, интервью, всё, о чём пишут, думают, говорят на русском— в режиме онлайн, здесь. Ru24.pro — всегда первые новости на русском.

Ru24.pro — реальные статьи от реальных источников в прямой трансляции (на русском) 24 часа в сутки с возможностью мгновенной авторской публикации в реальном времени и удобной для чтения форме.



Губернаторы России
Москва

Собянин: Реставрация фасадов уникальной церкви в «Коломенском» завершена

В Главном управлении Росгвардии по Московской области подвели итоги работы за 2024 год

Облякова признали лучшим футболистом ЦСКА в первой части сезона

Продать стихи. Как продать стихи. Продать стихи собственного сочинения.

Команда Управления Росгвардии по Ульяновской области заняла призовое место в чемпионате по лыжным гонкам и служебному двоеборью


Опубликовать свою новость сейчас можно самостоятельно, локально в любом городе России по любой тематике, на любом языке мира с мгновенной публикацией — здесь.


Музыкальные новости
Мир

Почему в районе Амазонки нет мостов


«Он как Майкл Джексон – вошел в татарский мир и сразу прославился своим талантом»: Салавату – 65 лет!

"Антиглянец": экс-жена Сергея Шнурова Абрамова посетила концерт рокера на Бали

Продать стихи. Как продать стихи. Продать стихи собственного сочинения.

Певец Элвис Пресли родился 90 лет назад


Загрузка...

Спонсоры Ru24.pro

Москва

Депутат от оппозиции: Молдавия замерзает под давлением Европы