Уголовные сети: с использованием IT-технологий совершается 40% преступлений
Подавляющее большинство преступлений, совершенных с использованием IT-технологий, приходится на кражи или мошенничество, следует из имеющихся у «Известий» данных МВД. Удельный вес таких правонарушений достиг 40%. Почти половина из них — тяжкие и особо тяжкие. Для раскрытия подобных дел правоохранителям не хватает законодательных норм — в частности, обязывающих банки оперативно предоставлять сведения, отметили в МВД. Большинство таких преступлений остаются безнаказанными, потому что поймать мошенников крайне сложно — они используют множество SIM-карт и криптокошельки, констатировали эксперты.
Какие совершают киберпреступления
С использованием IT-технологий совершается почти 40% преступлений в России — за 11 месяцев 2024 года их удельный вес вырос на 5%, следует из данных МВД, которые ведомство направило в Совет Федерации (есть у «Известий»).
Всего в январе – ноябре прошлого года с использованием информационно-коммуникационных технологий совершили 702,9 тыс. преступлений, следует из данных министерства.
«Почти половина таких преступлений (48,1%) относится к категориям тяжких и особо тяжких, четыре преступления из пяти совершаются с использованием сети интернет, почти половина — с помощью средств мобильной связи», — подчеркнули в МВД. Почти две трети, или 63,7%, таких преступлений — кража или мошенничество. Еще 12,1% совершаются «с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств».
В МВД напомнили, что сформировали интегрированный банк данных коллективного пользования федерального уровня «Дистанционное мошенничество», где собрана информация по уголовным делам о мошенничестве, вымогательстве и кражах, совершенных дистанционно.
«По состоянию на ноябрь 2024 года в подсистеме «Дистанционное мошенничество» содержится более 2,872 млн преступлений, в рамках расследования которых поставлено на учет более 5 млн средств связи, около 2 млн банковских реквизитов, 2,8 млн физических лиц, более 180 тыс. юридических лиц, 420,8 тыс. интернет-ресурсов и 116,7 тыс. электронных кошельков», — отметили в МВД.
Что мешает расследованию преступлений
Сейчас соглашения о предоставлении информации в электронном виде между кредитно-финансовыми организациями и МВД могут быть только добровольными и заключаться «после согласования всех положений между сторонами соглашения», посетовали в ведомстве.
«Основным препятствием для организации обмена информацией в электронном виде с кредитно-финансовыми учреждениями является отсутствие законодательных норм, устанавливающих обязанность предоставлять информацию по запросам органов внутренних дел в электронном виде и в короткие сроки», — указали в министерстве в ответ на обращение первого зампреда комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Артема Шейкина.
В своем письме в ведомство он отметил, что для полноценного решения вызовов в данной сфере необходимо объединение усилий в сфере борьбы с цифровым мошенничеством.
«Ключевую роль играет выработка единого вектора действий и налаженное взаимодействие всех заинтересованных структур — от государственных и правоохранительных органов до банковского сектора, операторов связи и IT-компаний», — говорится в обращении сенатора.
Правоохранители стремятся наладить взаимодействие с банками, операторами связи и другими участниками рынка, заверили в МВД: заключены соглашения об информационном взаимодействии с семью кредитно-финансовыми организациями и двумя операторами сотовой связи. В результате эти банки отвечают в течение часа либо в течение суток.
— Важно продолжать активно внедрять автоматизированные системы мониторинга и анализа подозрительных действий в сети. Одной из ключевых мер должна стать популяризация кибербезопасности среди населения, — сказал «Известиям» Артем Шейкин. — Только так можно обеспечить безопасность граждан и доверие к цифровым технологиям.
Он предложил создать отраслевой центр для организаций информационно-телекоммуникационной сферы, аналогичного ФинЦЕРТу для финансовых организаций. Это специальное структурное подразделение Банка России — система информационного обмена между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи.
— Обмен информацией о фактах мошенничества может происходить на единой платформе по противодействию мошенничеству, которая будет аккумулировать данные из систем «Антифрод» и «Антифишинг», — полагает сенатор. — Через эту платформу банки смогут передавать данные о фактах мошенничества операторам связи, которые, в свою очередь, будут устанавливать маршрут звонка.
Как банки делятся информацией
Взаимодействие с правоохранительными органами происходит довольно эффективно, считают в банках. Об этом говорит большое количество успешных кейсов по задержанию мошенников, причастных к совершению преступлений, считает начальник управления банковской безопасности ОТП Банка Сергей Лапихин.
— Взаимодействие с полицией и иными силовыми структурами происходит в рамках сопровождения уголовных процессов, инициированных банком, а также в формате предоставления экспертной помощи по сложным кейсам, — пояснил он «Известиям».
Сейчас Банк России и МВД обмениваются сведениями о мошеннических операциях «практически в онлайн-режиме», заверили «Известия» в пресс-службе Центробанка. Это позволило значительно сократить время предоставления правоохранителям необходимой информации.
— Когда запрос полиции связан с мошенническим переводом, сведения о котором есть в базе данных Банка России, среднее время ответа регулятора не превышает одной минуты. Если таких сведений в нашей базе данных нет, то мы запрашиваем их у банков и направляем в МВД, — пояснили там. — Важно подчеркнуть, что обмен данными происходит с соблюдением норм банковской тайны.
Сведения от правоохранительных органов банки также учитывают в своих системах предотвращения новых мошеннических операций, заверили в ЦБ.
— Информация о хищениях поступает в базу данных регулятора от правоохранительных органов, даже если пострадавшие не обращаются с заявлением в свой банк. Благодаря развитию информационного обмена увеличивается объем реквизитов злоумышленников в базе данных Банка России, — подчеркнули там.
Согласно новым положениям закона о национальной платежной системе, действующим с лета 2024 года, банки обязаны приостанавливать доступ к дистанционному обслуживанию лицам, которые занимаются выводом и обналичиванием похищенных денежных средств, если сведения о них поступили в базу данных Банка России от МВД России. Только в первый день действия закона одномоментно был заблокирован доступ примерно к 30 тыс. электронных средств платежа злоумышленников, заверили в ЦБ.
Почему сложно поймать кибермошенников
Несмотря на все усилия правоохранителей и банков, виновных по делам о мошенничестве в интернете или с использованием IT-технологий крайне сложно привлечь к ответственности, считают опрошенные «Известиями» юристы. Ключевая проблема в том, чтобы найти виновных, пояснил управляющий партнер юридической компании «Протектор», член Ассоциации юристов России Игорь Вахромов.
— Использование мошенниками SIM-карт, оформленных на подставных лиц, банковских карт для последующего обнала, программ для VPN-соединения и всевозможных сервисов, позволяющих не оставлять следов в интернете, поставлено на поток, — подчеркнул он.
По итогам 2024 года всего лишь около 10–15% дел в итоге дошли до приговора суда, рассказал он. При этом в большинстве случаев виновных удалось найти при наличии непосредственного контакта со злоумышленниками, например когда пострадавший передавал деньги через курьера либо имущество переоформлялось через МФЦ и органы Росреестра.
— И эта статистика не полностью отражает реальную картину, так как часто граждане сталкиваются с проблемами при подаче заявления в отношении «неустановленных лиц» либо с отказом в возбуждении уголовного дела, ведь фактически часто жертва добровольно перевела деньги или переоформила имущество на другое лицо, — подчеркнул он.
Использование информационных технологий позволяет мошенникам взаимодействовать, находясь в совершенно разных частях страны или за ее пределами, обратил внимание вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. Средства зачастую выводят через криптокошельки, что тоже затрудняет поимку злоумышленников, подчеркнула эксперт по информационной безопасности iTPROTECT Евгения Галушко.
— Однако подобные дела во многих случаях все-таки не становятся безнадежными, а мошенников удается выследить и поймать, — обнадежил Владимир Кузнецов. — Это происходит благодаря совершенствованию методов расследования, а также появлению новых законодательных механизмов по противодействию интернет-мошенничеству.
Для более эффективного расследования действий киберпреступников следует устранить пробелы в различных частях законодательства, позволяющие обманывать доверчивых граждан, полагает Игорь Вахромов. Появление ФинЦЕРТ также сделало обмен информацией о подозрительных операциях более оперативным, но необходимо совершенствовать механизм и активнее включать МВД в этот процесс, считает юрист.