Сотни миллиардов и политика. Почему в США хотят запретить TikTok
170 млн американских пользователей TikTok в ближайшее время могут лишиться доступа к любимой социальной сети. Дело заключается одновременно и в большой политике, и в сотнях миллиардов долларов
Трамп и выборы
Пока до полного запрета дело не дойдёт. Пользователи смогут как смотреть, так и публиковать видеоролики, но приложение удалят из американских версий AppStore и Google Play, и люди лишаться возможности получать обновления.
Washington Post со ссылкой на свои источники в окружении 47-го президента США Дональда Трампа утверждает, что сразу после инаугурации он собирается подписать указ, который позволит приостановить на неопределённый срок исполнение закона о блокировке или продаже TikTok до 19 января 2025 года, подписанного Джо Байденом в прошлом апреле.
Забавно, но в свою первую президентскую каденцию именно Трамп стал инициатором запрета китайской соцсети в стране, а Байден лишь продолжил начатое Трампом.
В июле 2020 года Трамп озаботился тем, что китайское правительство с помощью TikTok может собирать личные данные американских граждан. Кроме того, он заявлял, что рассматривает вариант блокировки соцсети из-за неэффективной борьбы Пекина с коронавирусом и ролью Китая в пандемийной истории. Высказывания Трампа о возможном запрете TikTok были сделаны через пару недель после того, как в СМИ появились сообщения, что противники Трампа активно использовали соцсеть для распространения негативной информации о кандидате в президенты. Стоит отметить, что больше всего эти разговоры приветствовало руководство компании Meta*, обвиняя китайских конкурентов в цензуре.
Минувшей осенью ситуация кардинально изменилась. Трамп и его команда активно использовали TikTok в ходе предвыборной кампании и благодаря этому сервису сумели завоевать серьёзное количество голосов молодёжи, поэтому после победы на выборах 47-й президент США вспомнил о свободе слова и самовыражения.
Схожая ситуация примерно в то же время произошла и в Румынии. После того, как оппозиционный кандидат, которого на Западе называют пророссийским, Кэлин Джорджеску победил на президентских выборах, Конституционный суд Румынии поспешил отметить итоги выборов и назначить новые. Нет, никаких вбросов и фальсификаций обнаружено не было. Джорджеску обвинили в том, что он смог «извлечь гигантскую выгоду на выборах», проводя рекламную кампанию в социальной сети «в российском стиле».
Противники Джорджеску пытались было доказать, что TikTok-кампания была оплачена Москвой, вот только быстро стало известно, что финансы на продвижение выделила проевропейская Национально-либеральная партия Румынии (PNL) — конкурент Джорджеску. Она заплатила фирме Kensington Communication, нанявшей 130 инфлюэнсеров для продвижения выданных нарративов. Таким образом вышло так, что с помощью китайской соцсети оппоненты Джорджеску его «утопили», продвигая якобы агитацию за его кандидатуру. Несмотря на то, что тайное стало явным, и «рука Кремля» тут не при чём, румын в мае ждут новые выборы.
США идут по пути России
По словам председателя Совета Фонда развития цифровой экономики Германа Клименко, история с запретом TikTok в США — комплексная. С одной стороны, отсутствие ограничений в интернете действительно угрожает безопасности государств, с другой — американцам не нравится, что в Америке появилась социальная сеть, которую они не могут контролировать.
«Все страны в мире сейчас постепенно отказываются от ранее заявленных свобод для интернета, потому что это внезапно стало и деньгами, и информационными потерями. Это стало возможностью доступа криминальных элементов к населению, и в виртуальном пространстве сейчас нет границ и Интерпола, нет возможности как-то ограничить контроль или находить преступников в других странах, поэтому естественно, что все страны пытаются заставить крупных международных игроков рынка следовать их законам, ответственно хранить персональные данные, это — неизбежность такая», — отметил в беседе с aif.ru Клименко.
«Другой вопрос, что в случае с Америкой мы наблюдаем очень быструю миграцию принципов. Мы видим, например, как в один день переключился владелец Meta Марк Цукерберг, который раньше твердил, что должна быть толерантность и прозрачность, но на днях вдруг выяснилось, что модерация должна быть организована как-то по-другому. Удивительно просто наблюдать за Америкой, которая пропагандировала свободу слова. Американцы заявляли, что международные корпорации святые. Когда выяснилось, что у китайцев получился свой популярный ресурс, вдруг оказалось, что американцев это не устраивает, причём по тем же причинам, по которым мы ещё лет 10 назад начали требовать от зарубежных компаний хранить персональные данные граждан России на нашей территории», — говорит Клименко.
«Компании либо начинают соблюдать региональное законодательство и выполнять требования, которые им предъявляются, либо уходят. Требования сейчас у всех достаточно жёсткие, потому что мы видим, как преступность просто резвится в виртуальном пространстве и пока методов её обуздания никто толком предложить не может», — подчеркнул эксперт.
Похожими терминами оперирует и судья верховного суда США Бретт Кавано, который утверждает, что без запрета или «приземления» TikTok «миллионы американцев через 20 лет могут столкнуться с угрозой шантажа со стороны Китая».
Алгоритм за 200 млрд
Одним из выходов из ситуации является продажа соцсети американскому владельцу, и этот вариант сейчас активно обсуждается в американских СМИ. Агентство Bloomberg заявило, что якобы этот актив собирается купить Илон Маск, однако в компании ByteDance поспешили опровергнуть эту информацию. «Не нужно ждать от нас, что мы будем комментировать пустые домыслы», — цитирует Variety слова представителя ByteDance. В числе других потенциальных покупателей называют американскую вещательную платформу Kick, одного из главных конкурентов Youtube Rumble Inc., самого популярного американского youtube-блогера Джимми Дональдсона, известного под псевдонимом Mr.Beast (мистер Зверь), компании Oracle, Microsoft и Walmart, канадского инвестора Кевина ОʼЛири, американского бизнесмена Фрэнка Маккорта и многих других.
По данным The New York Post, сумма сделки может достичь 220 млрд долларов, причём сама соцсеть оценивается в 20 млрд, а остальные 200 стоит рекомендательный алгоритм ленты для пользователей. Он неоднократно подвергался различным нападкам: дескать, заставляет пользователей часами смотреть ролики по предложенной теме, причём, за исключением сотрудников ByteDance, никто не знает принципов его работы.
Расследования по этому поводу публиковали многие западные СМИ, однако каким образом соцсеть решает, какой ролик показывать вам следующим, никто выяснить не смог. Авторы The New York Times утверждают, что главная цель соцсети — вызвать у пользователя зависимость, а не предложить ему то, что он действительно хочет, но такие заявления выглядят смехотворными. Любой сайт старается удержать на своей странице пользователей на максимально долгий срок.
«Вряд ли можно отделить движок социальной сети от сервиса рекомендаций. Социальные сети — это лента, которую человек видит, то есть это как раз выводы о человеке на основании его поведения. И мы с вами видим разницу сейчас, например, когда многие пытаются привыкнуть к Rutube или VK-видео. Мы туда заходим, смотрим, и, вроде бы, там всё есть, но нам всё не нравится, потому что Youtube нас знает на порядок лучше, чем наши коллеги, и поэтому более качественно показывает нам сервис рекомендаций. Здесь, примерно, такая же история», — пояснил Клименко.
«С моей точки зрения, социальные сети — и есть сам рекомендательный сервис. Код соцсети, наши профили — это всё достаточно простейшая история, а вот каким образом сформировать сервис рекомендаций, какую ленту показывать той массе людей, которая есть, и как увязывать их интересы, чтобы человек кликнул и дальше пошёл смотреть — это и представляет большую ценность. Возможно, речь идёт о том, что 20 млрд — это физические активы, а 200 млрд — это все алгоритмы. Без сервиса рекомендаций — это не социальная сеть, а форум, не представляющий ни для кого особого интереса», — добавил эксперт.
Американцы же в ожидании блокировки TikTok начали мигрировать в другие социальные сети, вот только выбирают они не американские Facebook* или Instagram*, а другие китайские аналоги с непроизносимыми названиями, вроде Xiaohongshu. Стоит отметить, что китайские пользователи с юмором отнеслись к этой миграции и просят американцев помочь им с «домашкой» по английскому языку или требуют за помощь в понимании тонкостей работы соцсети «кошачий налог» — селфи с домашними любимцами.
«Китай сейчас поставляет на рынок достаточно много аналогов TikTok, о которых мы мало знаем. У них огромное население, а когда у кого-то что-то получилось, это множественно повторяется. Так было с чатами, поисковиками. Те люди, которые уходит из TikTok, ищут аналоги, которые, как и TikTok, платят за контент платят, которые по управлению похожи. На американском рынке аналогов нет, у России тоже нет, поэтому пользователи будут щупать все похожие продукты, а то, что они оказываются китайскими, это следствие того, что "зло” зародилось в Китае», — объяснил Клименко.
Запрет TikTok шагает по Земле
«TikTok сама по себе — фантастическая платформа. Я бы хотел иметь её на своем телефоне. Алгоритм потрясающий. Мы собираемся найти способ сохранить его, но при этом защитить данные людей», — заявил сегодня потенциальный советник Трампа по нацбезопаности в будущей администрации президента Майк Уолц.
Надо отметить, что такими вопросами озабочены власти по всему миру. В Индии TikTok и ещё 59 китайских полностью запретили ещё в 2020 году, так как они «опасны для суверенитета и целостности страны». В Непале TikTok попал под бан почти на год из-за отказа удалять видео, «разжигающие ненависть и нарушающие гармонию в обществе». Запрет сняли в минувшем августе, когда ByteDance пошла навстречу властям. На год был запрещён TikTok и в Албании, после того как ссора школьников в соцсети закончилась убийством. В Канаде, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, во Франции и на Тайване запрещено ставить приложение на государственные устройства, то есть телефоны, планшеты и компьютеры, выданные чиновникам и госслужащим. Похоже, подобный запрет появится и в упомянутой уже ранее Румынии. То, что ещё совсем недавно было безобидным развлечением, превращается в серьёзное политическое оружие.
* — продукты корпорации Meta, признанной в России экстремистской организацией