Видимости ради. Шопингоманы просаживают на маркетплейсах по 300 тыс. руб.
Покупки на маркетплейсах действительно помогают экономить бюджет, но в некоторых случаях могут стать зависимостью. Как рассказали эксперты aif.ru, шопингоманы могут тратить на ненужные товары до 300 тыс. рублей в год.
Маркетплейсы для экономии
Онлайн-торговля развивается впечатляющими темпами. Так, по данным прошлогодних опросов, 54% россиян ежемесячно тратят от 5 тыс. до 20 тыс. рублей на маркетплейсах. И речь не всегда о дополнительных покупках. Порой граждане покупают онлайн то, что и так купили бы, но в ближайшем супермаркете: бытовая химия, продукты, товары для ремонта и дома.
«Это перераспределение уже существующего потребительского бюджета, — отметил старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ имени Плеханова Ходжа Кава. — Если бы не было маркетплейсов, эти же средства тратились бы в традиционной рознице и, возможно, даже в большем объеме из-за более высоких цен. Маркетплейсы предоставляют ряд преимуществ: доступ к широкому ассортименту позволяет сравнивать цены и выбирать наиболее выгодные предложения, конкуренция между продавцами способствует снижению цен, программы лояльности, кешбэк и регулярные акции дают дополнительную экономию».
Действительно, сегодня в онлайне можно купить буквально все, подчеркнула руководитель производства контента «+7 Продакшнз» Александрина Адамович.
«На маркетплейсах с разнообразными категориями товаров можно заказать даже продукты, которые привезут на дом во временном промежутке от 15 до 30 минут, — отметила эксперт. — Но все же самые популярные позиции в онлайн-торговле — одежда и обувь (эта категория стабильно занимает лидирующие позиции по продажам), а также товары для спорта, для дома».
Капибара вместо отпуска
Однако отнюдь не все россияне хотят и умеют использовать инструменты электронной коммерции с целью реальной экономии, отметила Адамович. Для многих это просто один из способов развлечения.
«Неофициальная статистика говорит, что за месяц в корзине потребителя со средне-высоким доходом оказывается около 42% "ненужных" товаров, — уточнила она. — Это товары, которые не несут серьезной практической пользы, но они есть у многих, потому что так диктует мода. Средний ежемесячный чек такого пользователя составляет от 30 тыс. до 60 тыс. рублей. Таким образом, на продукцию далеко не первой необходимости покупатель, "отдыхающий" на маркетплейсах, тратит от 12 тыс. до 25 тыс. рублей в месяц. Однако подлинно оценить процент "бесполезных" покупок, конечно, затруднительно, так как полезность товара — показатель крайне субъективный и зависит от индивидуальных предпочтений покупателей. Даже пресловутая плюшевая капибара может быть необходимой покупкой, если приобретается в качестве подарка на детский день рождения».
Так или иначе, если опираться на эти цифры, в среднем в год некоторые граждане тратят на ерунду от 144 тыс. до 300 тыс. в год, и это внушительная сумма, которую можно было бы отложить на крупные и действительно необходимые покупки: ремонт, технику, автомобиль, образование, лечение, спорт, путешествия, собственное жилье и так далее.
Покупки как зависимость
Поэтому специалисты бьют тревогу, считая, что онлайн-торговля представляет для шопингоманов гораздо большую угрозу, чем классические магазины.
«Маркетплейсы создают среду, в которой процесс покупки значительно ускорен, — объясняет психолог Ляля Амаева. — Здесь покупатели не касаются товаров, не ощущают их текстуру или запах, что снижает осознанность при выборе. На сайте все выглядит красиво и манит человека к покупкам, которые он в реальности, возможно, даже не рассматривал бы. Также интернет-магазины обладают множеством инструментов, усиливающих этот импульс: от рекомендательных систем, которые показывают товары, основываясь на прошлых запросах, до уведомлений о скидках и акциях, которые создают искусственное ощущение срочности. Этот механизм "ограниченных предложений" активирует в человеке страх упустить что-то выгодное».
Поэтому зачастую, неосознанно выбирая покупку небольшой безделушки здесь и сейчас, человек создает иллюзию того, что может многое себе позволить, хотя в реальности на действительно стоящие вещи, пусть и в будущем, денег у него уже не остается.
«В жизни многих людей сейчас существует стремительное и всепоглощающее желание немедленного удовлетворения, — отметила Амаева. — На нас постоянно воздействуют рекламы, социальные сети, бесконечные предложения "сейчас или никогда", создавая ощущение, что мы можем получить что-то полезное и желанное прямо сейчас, не откладывая и не жертвуя чем-то более важным. Нам кажется, что покупки, даже такие мелкие, как игрушки для детей или дешевые товары для дома, могут дать нам моментальное счастье, успокоение или ощущение контроля. В противовес этому, долгосрочные цели, такие как накопления на квартиру или образование, кажутся далекими и абстрактными, требуют долгих усилий, планирования, "жертв" и постоянной дисциплины».
При этом порой страсть к покупкам на маркетплейсах превращается в самую настоящую зависимость, подчеркнула психолог Оксандра Улятовская.
«Если степень вовлеченности в покупки настолько высока, что человек занимается этим каждый день, в любое свободное время, не может без этого уснуть, значит у человека есть зависимость, — отметила она. — И первое, что необходимо сделать — это осознать и признать проблему, а следом — удалить все маркетплейсы из телефона. Стоит найти себе иное удовольствие, которое позволяет получать радость и приносит реальную пользу. Например, спорт, прогулки, танцы, уборка. Все это физические нагрузки, доставляющие человеку удовольствие и позволяющие заменить негативные эмоции на позитивные».
Избавиться от этого поможет только осознанный подход к шопингу, уточнила Улятовская. прежде, чем положить какой-либо товар в корзину, стоит тщательно подумать, действительно ли он необходим именно сейчас. Также психолог советует прописать свои долгосрочные цели: на шесть месяцев, на год, на пять лет, и заглядывать в этот список тогда, когда возникнет желание отовариться чем-то несущественным.
«Также можно не покупать сразу, а отложить его в корзину или в избранное, чтобы вернуться к нему лишь на следующий день, — подчеркнула она. — В 90% случаях желания приобретать эту вещь уже не будет».