Самая секретная операция ЦРУ раскрыла секрет русских. Цена любопытства - $1,7 млрд
Тела русских подводников подняли с глубины 5000 метров... Случилось это в рамках "Азориана" - то была самая секретная операция ЦРУ стоимостью $1,7 млрд, в результате которой и удалось узнать секреты русских.
В разгар холодной войны советская подводная лодка К-129 внезапно пропала у берегов Гавайев. Экипаж субмарины перестал выходить на связь, и поиски, продолжавшиеся более двух месяцев, не принесли результатов. Командование ВМФ так и не признало факт гибели лодки. Однако американцы заметили возросшую активность советского флота в этом районе Тихого океана. Вскоре в ЦРУ был инициирован проект "Азориан" - крупнейшая операция по разведке для США на тот момент.
На борту советской подлодки, вышедшей в свой последний путь с Камчатки 24 февраля 1968 года, находились две торпеды с ядерными боеголовками и три ядерные ракеты на случай ухудшения международной обстановки. 11 марта лодка исчезла из радиоэфира и больше на связь не выходила.
Поиски К-129 в районе Гавайев советские моряки вели больше двух месяцев, однако они ни к чему не привели. В июле приказом командования ТОФ К-129 было выведено из состава флота, а всё, что имело отношение к трагедии, оказалось под грифом "Совершенно секретно". Родственникам подводников пришлось довольствоваться фразой: "Экипаж лодки погиб при исполнении обязанностей".
В условиях холодной войны активность советского флота в Тихом океане привлекла внимание ЦРУ. Поскольку СССР не признал гибель подводной лодки, американцы решили сами заняться поиском военного объекта, который мог предоставить ценную информацию. Их действия оказались более успешными, чем у советских моряков. Реализация масштабного секретного проекта "Азориан", в котором участвовало около 4000 человек, обошлась американцам в 1,7 миллиарда долларов в современных ценах. Желание получить доступ к советским военным секретам было настолько велико, что авторов проекта не пугала даже огромная глубина, на которой, предположительно, находилась К-129, - пять километров.
Водоизмещение Hughes Glomar Explorer - особого судна, спроектированного по заказу правительства США, составило 50 тысяч тонн. ЦРУ поставило своей целью провести подъём в конце лета 1973 года.
После завершения монтажа пятикилометрового подвеса из труб на месте крушения подводной лодки инженеры приступили к операции по её подъёму. "Клементина" опустилась на дно океана и захватила переднюю часть К-129 с помощью клешней. Однако одна из клешней не выдержала нагрузки и сломалась в процессе подъёма, в результате чего 30-метровый фрагмент (задняя часть с выступающей рубкой) субмарины выскользнул и вновь погрузился на дно. Поднять на поверхность удалось лишь 12-метровый носовой сегмент.
В результате рассекречивания архивов ЦРУ, связанных с проектом "Азориан", спустя десятилетия стало известно, что американцам удалось обнаружить тела шести подводников. Их похоронили по морскому обычаю, опустив в океан. 92 советских моряка остались на дне вместе с подводной лодкой. В руки сотрудников ЦРУ попало множество технических документов, включая инструкции по эксплуатации баллистических ракет. К сожалению, им также удалось заполучить шифровальные книги и криптографическое оборудование. Кроме того, они провели анализ самой подлодки, что дало ценную информацию для военно-морской разведки о её конструкции.
Причины катастрофы всё ещё неизвестны. Согласно одной из гипотез, советская подводная лодка столкнулась с американской субмариной Swordfish. Эту версию выдвинул советский адмирал Виктор Дыгало, опираясь на информацию, что в период, когда пропала К-129, одна из американских подводных лодок зашла в японский порт с повреждениями корпуса и находилась на ремонте около полугода. Однако позднее японские журналисты обнаружили фотографию Swordfish, сделанную в конце 1960-х, на которой видно, что у субмарины был лишь погнут перископ, а сам корпус остался целым.
Другая версия предполагает, что во время выполнения последнего маневра, после которого обычно следовало всплытие на перископную глубину и поднятие РДП (прибор, обеспечивающий поступление воздуха к дизельному двигателю), в это устройство попала морская вода. Это могло привести к коротким замыканиям, ставшим причиной пожаров.
Однако это лишь теории, и настоящую причину гибели К-129, вероятно, знает лишь ограниченный круг людей.