Эксперты рассказали о росте бизнеса в e-commerce в 2024 году
В 2024 году в e-commerce (в электронной торговле) наиболее динамично развивались небольшие магазины, а средний чек малых и средних площадок оказался вдвое больше, чем у крупных. Об этом говорится в результатах исследования сервиса для приема онлайн- и офлайн-платежей ЮKassa, с которыми ознакомились «Известия» 17 января.
По данным сервиса, в 2024 году доля самозанятых осталась на уровне 2023-го, как и ИП, а доля юрлиц снизилась на три процентных пункта. При этом самозанятых стало на 44% больше, тогда как количество юрлиц увеличилось на 28%, а ИП — на 23%.
Число небольших магазинов выросло на 78% год к году (их оборот увеличился на 72%, число платежей — на 65%, а средний чек — на 4%, до 1842 рублей). Количество средних магазинов увеличилось на 25% (оборот платежей вырос на 43%, число оплат — на 36%, а средний чек — на 5%, до 1954 рублей), а крупных площадок стало больше на 22% (оборот вырос на 41%, число платежей — на 54%, а средний чек снизился на 8%, до 786 рублей).
«Хотя маркетплейсы по-прежнему доминируют на рынке и формируют значительную часть российского e-commerce, самостоятельные интернет-магазины тоже продолжают активно развиваться. Примечательно, что средний чек в небольших магазинах более чем вдвое превышает этот показатель крупных площадок. Покупатели готовы платить больше за уникальный товар или персонализированный сервис и идут за этим на небольшие площадки», — отметил коммерческий директор финтех-компании ЮMoney Дмитрий Кармишин.
При этом одежда остается одним из лидеров спроса в e-commerce. За 2024 год оборот онлайн-магазинов одежды для мужчин и женщин вырос на 31% по сравнению с 2023-м, магазинов детской одежды — на 34%. Растут также онлайн-продажи товаров для строительства и ремонта. Так, оборот в категории стройматериалов увеличился на 89% год к году. Еще одна популярная категория — товары для спорта и туризма (оборот стал больше на 69%).
К тому же за 2024 год увеличился оборот парикмахерских и салонов красоты — в два раза, как и число оплат. У кафе и ресторанов показатель вырос вдвое, число платежей увеличилось на 83%. Кроме того, у спортивных клубов результат тоже удвоился, как и число оплат. Оборот медицинских лабораторий стал больше на 88% год к году, платежей стало на 56% больше.
Также за год оборот гостиниц вырос на 51% (число платежей — на 19%), турагентств — на 66% (число платежей — на 55%), а в категории авиаперевозок показатель вырос всего на 2% (количество оплат снизилось на 10%).
В ЮKassa добавили, что сохранился тренд на рост альтернативных платежных методов. При этом банковские карты по-прежнему занимают основную долю рынка (50% по обороту и 54% по числу платежей), но в целом оборот этого метода снизился на 23%, а количество оплат — на 17% год к году. В 2023 году доля карт составляла 78% по обороту и 76% по количеству платежей.
«Российские пользователи оценили удобство альтернативных методов оплаты. Этот тренд отражает запрос на более удобные и технологичные решения. Поэтому разнообразие линейки платежных методов остается существенным преимуществом онлайн-магазинов», — отметил Кармишин.
В сервисе ожидают, что в 2025 году самостоятельные интернет-магазины продолжат развиваться, как и альтернативные способы оплаты. Важным фактором успеха останется омниканальность, а роль искусственного интеллекта в продажах и рекомендательных сервисах будет усиливаться.
«Ключевые драйверы роста российского рынка онлайн-торговли — развитие технологичных платежных решений, спрос на персонализацию со стороны потребителей и, как следствие, расширение доли малого бизнеса», — заключил Кармишин.
Ранее, 19 декабря, сообщалось, что в России спрос на премиум-товары в 2024 году вырос на 49%. Об этом говорится в результатах исследования ритейлера Lamoda. Наибольший рост продаж наблюдался в категориях обувь (+60%), аксессуары (+54%) и одежда (+38%). В частности, россияне активно приобретали угги (+266%), чемоданы (+175%) и рюкзаки (+75%). Также почти в два раза вырос интерес к товарам для дома премиум-категории.