"Ее душа в портрете": почему красавицы с известных полотен рано умерли
Итальянский живописец Сандро Боттичелли первым из художников Ренессанса изобразил обнаженное женское тело. В нагой красоте богини любви нет и тени непристойности. Она олицетворяет собой нежность и изящество.
Прототипом Венеры стала юная Симонетта Веспуччи – первая красавица Флоренции. Для Боттичелли она стала музой. Однако Венеру на этой картине он писал по памяти через девять лет после смерти Симонетты.
Из-за чего умирали знаменитые красавицы, изображенные на известных картинах? Как на самом деле выглядели тургеневские девушки? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Мария Лопухина
"Портрет М.И. Лопухиной" художника Владимира Боровиковского
Мечтательный взгляд, воздушные локоны и магия юности – графиня Мария Лопухина слыла настоящей красавицей. Художник Владимир Боровиковский с невероятной точностью перенес легкость и нежность ее поэтического образа на холст. Портрет Лопухиной, написанный в конце XVIII века – вершина творчества мастера русской живописи. Мягкие линии силуэта девушки напоминают античные скульптуры, а завораживающая улыбка роднит ее со знаменитой Моной Лизой да Винчи.
"Из темноты, из глубины выходит совершенно земная, обаятельная девушка и улыбается знаменитой улыбкой Джоконды. Вся ее поза, все ее одежды – они отсылают к каким-то мифам. А он видит это в обычной девушке и передает это", – объяснил художник Константин Мирошник.
По воле родителей Мария Ивановна в 18 лет вышла замуж. Ее выдали за егермейстера императорского двора Степана Лопухина. Тот был на 10 лет ее старше и отличался вздорным характером. Однако благодаря ему Боровиковский увековечил красоту очаровательной графини. Лопухин заказал художнику этот портрет в качестве свадебного подарка.
"Можно сказать, она переселяется в портрет, ее душа даже. Ну, это так написано мастерски, что не верится глазам. Современники, кто смотрел эту работу – они были все поражены, потому что никто не ожидал. Все думали – что такое портрет? Равнодушное изображение, подчеркивающее самое лучшее, что есть. А вот чтобы так "духовно раздеть" натуру и написать – это мог только великий мастер", – поделился своим мнением художник Константин Мирошник.
В памяти современников Мария Лопухина осталась вечно юной. В 24 года она скончалась от чахотки.
Симонетта Веспуччи
"Рождение Венеры" Сандро Боттичелли (также была моделью для других его работ)
В расцвете лет умерла и первая красавица эпохи Возрождения Симонетта Веспуччи. Девушке поклонялись, словно богине. Поэты посвящали ей стихи, а художники пытались воссоздать ее образ на своих полотнах.
"По воспоминаниям поэта Полициано, она была настолько мила и настолько обходительна в общении, что все люди, которые знали ее... Мужчины испытывали к ней глубокое уважение без какой-либо страсти. Женщины, которые видели ее, буквально преклонялись перед ее красотой без зависти", – рассказала искусствовед Лариса Удовиченко.
Симонетта рано вышла замуж за Марко Веспуччи – кузена известного мореплавателя Америго Веспуччи. После свадьбы молодая семья обосновалась во Флоренции. Прекрасная девушка очаровала весь город.
"Она, естественно, была представлена ко двору. И известно, что один из братьев Медичи, Джулиано Медичи, влюбился в нее, Симонетта стала его дамой сердца. Это еще был пережиток куртуазной эпохи Средневековья, когда у каждого рыцаря должна была быть возлюбленная дама. И несмотря на то, что Лоренцо Медичи, например, был женат, он тоже посвящал ей стихи. То есть это была девушка, красоте которой поклонялись, уму которой поклонялись", – продолжила Лариса Удовиченко.
Флорентийская красавица скончалась, когда ей было всего 23 года – предположительно, из-за туберкулеза. Но художник не желал расставаться со своим идеалом даже после смерти девушки. Золотистые пряди, печальный взгляд и чарующая улыбка – все эти узнаваемые черты проступали едва ли не в каждом полотне Боттичелли. "Рождение Венеры" и "Весна" – лишь самые известные из них.
"Боттичелли пережил свою музу, на очень много лет. Он так и не создал семьи, у него не было ничего. Ни дома у него не было, у него были только мастерская и картины его. Завещал быть похороненным рядом с ней. Вот сколько лет прошло, а он все помнил и писал только ее", – рассказал художник.
Елизавета Мартынова
"Дама в голубом" Константина Сомова
А многие русские художники Серебряного века вдохновлялись очарованием Елизаветы Мартыновой. Она и сама писала картины, но ни одна из ее работ не сохранилась. Выпускницу Императорской Академии художеств обычно изображали высокой и статной девушкой.
На портрете сокурсника Константина Сомова "Дама в голубом" она выглядит иначе – трогательно и печально. Плохое самочувствие выдает потускневший цвет лица и тени под глазами, а во взгляде читается тревога.
"Сомов, будучи влюбленным, предложил написать ее портрет. Он изобразил свою любимую со всеми тонкостями ее чувственной души. Он все подчеркнул. Он даже отобразил начинающуюся болезнь у нее. А если мы увидим эту работу, мы увидим, что у нее растерянно опущенные руки, запавшие глаза, взгляд, просящий о помощи", – отметил Константин Мирошник.
Елизавета Мартынова позировала художнику будучи уже тяжело больной. Ее мучила чахотка. Время от времени девушка уезжала лечиться за границу.
"Когда она узнала, что этот портрет хотят продать, она начала писать – я позировала вам ради искусства, чтобы показать то, насколько меняется человеческая внешность при болезни, но никак не ради денег", – сказала Лариса Удовиченко.
Константин Сомов нуждался в деньгах и продал портрет вопреки просьбам умирающей подруги. Лечение Елизавете Мартыновой не помогло. Она скончалась в возрасте 35 лет – через четыре года после того, как картина была закончена.
Жанна Самари
"Портрет актрисы Жанны Самари" Пьера Огюста Ренуара
А знаменитый портрет французской актрисы Жанны Самари написал художник-импрессионист Огюст Ренуар. Он называл ее "лучом солнца" и явно приукрашивал одну из любимых натурщиц, изображая более утонченной и изысканной. Те, кто видел Самари на сцене или знал ее лично, подмечали эту разницу.
"Она была не красавицей, как мы сейчас думаем, у нее был массивный подбородок, у нее был огромный рот. Когда она открывала дверь в мастерской, Ренуар даже забывал поздороваться с ней. Он хватался за кисть и тут же ее писал. Вот эта легкость, вот это необъяснимое какое-то расположение к себе, вот этот жест рукой, который тут же нам рассказывает о человеке больше всего. То есть мы начинаем доверять этому портрету", – заявил художник Константин Мирошник.
Ренуару казалось, что Жанна Самари словно светится изнутри, и попав под ее обаяние, художник пытался выразить эти ощущения мазками импрессиониста. В ней не было излишней скованности, свойственной в то время дамам из высшего общества. Она вела себя естественно и буквально искрилась неуемной энергией.
"Жанна была женой богатого человека, и она даже написала детскую книгу. И, в принципе, она была достаточно известной актрисой, она играла роли второстепенные в театре, но они ей настолько удавались, что публика ее необычайно любила", – подметила Лариса Удовиченко.
Главных ролей мадам Самари так и не получила. Умерла в 33 года от брюшного тифа.
Однако благодаря таланту Огюста Ренуара она оставила заметный след в изобразительном искусстве, так и не узнав об этом. Знаменитый портрет в изумрудном платье Жанна Самари выкупила всего лишь за 100 франков. Уже после ее смерти наследники продали полотно за 30 тысяч.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.