Пришли в движение: у россиян изменились автопредпочтения
Объем рынка автомобилей с пробегом в РФ в прошлом году превысил 6 млн машин. Более половины продаж пришлось на возрастные «лады» и недорогие иномарки. При этом более «свежие» машины в дефиците, отмечают эксперты и игроки рынка. Что будет с ценами на вторичке дальше, выяснили «Известия».
По данным аналитического агентства «Автостат», в прошлом году было продано 6,037 млн автомобилей с пробегом, что на 6% превышает результат 2023 года. Начиная с марта в месяц новых хозяев находили порядка полумиллиона машин с пробегом, и только в октябре рынок превысил отметку в 600 тыс. Причина — в очередной индексации утильсбора, считают в «Автостате».
Лидеры сегмента с пробегом
51% российского вторичного рынка приходится на пять марок. Лидерство держат автомобили «Лада» — без малого 1,5 млн машин. Они же показали самый большой рост — плюс 19,2% к прошлому году. Доля отечественной марки выросла с 22,1 до 24,84%.
За «ладой» с большим отрывом следует самый популярный иностранный бренд — Toyota с результатом 619,5 тыс. машин. Причем результат японской марки хуже, чем в 2023 году, на 7,6%. Южнокорейские Kia и Hyundai расположились на третьем и четвертом местах и продемонстрировали рост популярности. Так, продажи Kia с пробегом за 2024 год достигли 349,5 тыс. машин (+9,6%), а продажи Hyundai — 332 тыс. машин (+5,4%). Замыкает пятерку лидеров Nissan с результатом 283 тыс. машин (–4,8%). За ним выстроились VW, Chevrolet, Honda и Ford, причем две последние марки продемонстрировали снижение продаж.
Самым востребованным автомобилем стала Lada 2107, которая была снята с производства еще в 2012 году. В 2024 году продажи седана достигли 139 тыс. машин и показали впечатляющий рост — 42,5%. Вторую строчку рейтинга занял Kia Rio с результатом 124,7 тыс. единиц (+12,9%), на третьей строчке расположилась еще одна Lada — хэтчбек 2114 «Самара-2» (122,7 тыс. штук, рост на 5,2%). Пятерку лидеров завершают Hyundai Solaris (120,2 тыс. штук, +9,3%) и Ford Focus (110,4 тыс. штук, –7,8%). Стотысячный рубеж преодолели Lada Priora и Niva — шестое и седьмое места. Десятку самых популярных моделей завершают две Toyota — ушедшие в минус Corolla и Camry и Lada Granta, продемонстрировавшая рост продаж.
— В России зарегистрировано больше всего автомобилей марки Lada, соответственно, чем больше доля парка, тем больше перепродаж. На мой взгляд, в движение пришли те дешевые машины, которые активами не считались. То есть у кого-то стояла «семерка», возможно, на ней и не ездили, может, что-то в ней не работало. Никто из этой машины не собирался извлекать пользу, но хоть какие-то деньги выручить за нее можно. Это машины по цене 70–150 тыс. рублей. «Солярисы» тоже пришли в движение, на рынке много машин после такси и корпоративных парков. Довольно много праворульных «тойот», на которых нет и живого места, — рассказал главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Нашли посвежее
По результатам декабрьских продаж, большинство бестселлеров из топ-10 оказались в минусе как к предыдущему месяцу, так и к декабрю 2023 года. При этом эксперты отмечают интерес к более «свежим» и, как следствие, более дорогим автомобилям.
— К концу года действительно наблюдается рост интереса к относительно «свежим» автомобилям с пробегом стоимостью свыше 1,5 млн рублей. Это связано с несколькими факторами, включая желание россиян вложить деньги хоть в какую-то машину, что в условиях экономической неопределенности многими рассматривается как стабильная инвестиция, — рассказала «Известиям» управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
Сами автодилеры стали выкупать меньше подержанных автомобилей и делают акцент на моделях возрастом 5–10 лет со средней ценой продажи 1,8–3 млн рублей. Классические европейские, японские и корейские бренды в дефиците, отмечает директор департамента автомобилей с пробегом компании «Рольф» Вадим Черноусов.
— Это обусловлено крайне небольшим количеством на вторичном рынке автомобилей, проданных официальными дилерами до 2022 года, — отметил он.
Среди тенденций прошлого года представитель «Рольфа» фиксирует рост количества предложений на вторичном рынке и снижение средней цены в сегменте машин с пробегом.
Цены пошли вниз
Средневзвешенная цена, по данным «Автостата», к концу 2024 года достигла отметки 1,17 млн рублей, тогда как годом ранее она составляла 1,07 млн рублей. При этом, по мнению генерального директора «Автостата» Сергея Целикова, наметилась тенденция к ее снижению. Он отметил, что колебание средневзвешенной цены зависит от изменения структуры рынка. Например, она снижается, если дешевых автомобилей продают больше, чем дорогих.
Кроме того, в сегменте автомобилей с пробегом этот параметр меняется плавно, отметил в ходе онлайн-эфира «Автостат Оперативка» исполнительный директор агентства Сергей Удалов. Причина — в большой доле автомобилей старше 10 лет.
— По ним цена почти не меняется. Из-за того, что их много, они влияют на средневзвешенную цену. И поэтому цена медленно растет. Чем моложе автомобили, тем динамичнее движется цена и тем больше она связана с ценой на новые автомобили, — отметил Удалов. — Средневзвешенная цена на новые автомобили превысила 3 млн рублей и практически не изменилась в сравнении с прошлым годом.
По словам Целикова, продать автомобиль с пробегом выгодно становится всё сложнее. Это связано с тем, что на рынке новых машин в этом году цена не росла быстро. Кроме того, значительно сократилась доля кредитов, выданных на машины с пробегом, отмечают в «Автостате».
О снижении цен на вторичном рынке говорят и аналитики «Авто.ру Оценка». По их данным, учитывающим автомобили не старше 15 лет, средняя цена в 2024 году снизилась на 284 тыс. рублей (12%) и достигла 2 млн рублей.
Что будет с рынком подержанных автомобилей
— На отдельные сегменты снижения цен действительно логично ждать. Это касается в первую очередь китайских автомобилей, а также автомобилей в ценовой категории 2–3 млн рублей. Вместе с тем, ожидать существенного снижения цен не стоит, так как дилеры всегда будут учитывать в цене дополнительные издержки, обусловленные высокой ключевой ставкой, — считает Вадим Черноусов.
По его словам, высока вероятность снижения продаж на вторичном рынке в 2025 году.
— Это не коснется или минимально коснется автомобилей в ценовом сегменте до 1,5 млн рублей и произойдет за счет более дорогих автомобилей. Причина всё та же — высокая ключевая ставка ЦБ, — отметил Вадим Черноусов.
Вероятнее всего, в 2025 году россияне станут активнее покупать подержанные автомобили, что подстегнет рост их стоимости, считает Ирина Франк.
— Также существует вероятность снижения продаж на вторичке — многое будет зависеть от макроэкономической ситуации и наличия доступных новых моделей, — рассказала она.