Грантополучатели: россияне потратили на автомобили рекордную сумму
Российские автолюбители готовы тратить на новые автомобили значительные суммы. За прошлый год рынок больше вырос в денежном эквиваленте, чем в количестве реализованных машин. Какие модели принесли больше всего денег автомобильным компаниям, разбирались «Известия».
По данным «Автостат Инфо», в 2024 году выручка от продажи легковых автомобилей в России достигла 4,6 трлн рублей. Это на 62,5% больше показателя 2023 года — 2,83 трлн рублей. Для сравнения, в 2021 году на новые автомобили россияне потратили 1,47 трлн рублей.
Ежемесячная выручка начала серьезный рост с середины 2023 года. В 2024-м рост продолжился, причем на фоне индексации утильсбора он достигал пиковых значений в 477 млрд рублей в марте и 500 млрд рублей в октябре.
Выручили больше, чем продали
Больше всего денег в 2024 году россияне потратили на Lada — 547,3 млрд рублей, что на 79,8% больше, чем годом ранее. Причем продажи российской марки в количественном выражении, по данным «Автостат Инфо», выросли всего на 34%, до 439 035 штук. Сам АвтоВАЗ называет другую цифру продаж — 458 933 штуки, включая 11 925 коммерческих машин.
В 2023 году лидером по выручке был Chery c результатом 341 млрд рублей, но год спустя китайская марка занимает только четвертое место. Траты на автомобили Chery выросли на 31%, а рост продаж составил 32%.
Лидером по выручке среди иномарок в 2024 году стала Geely, показавшая близкий к Lada результат в 524,5 млрд рублей. Рост к прошлому году составил впечатляющие 73,7%, тогда как продажи выросли на 59%. Замыкает топ-3 брендов Haval с результатом 492,6 млрд рублей (+79%) и ростом продаж на 70%.
Самые денежные модели
Больше всего принесли АвтоВАЗу Lada Granta и Vesta — 207,8 и 195,5 млрд рублей. Однако куда большие суммы россияне потратили на Geely Monjaro и Haval Jolion — 214 и 200,6 млрд рублей, что объясняется разницей в ценах на вазовские машины и на «китайцев». Сейчас, согласно данным официального сайта, самая доступна Granta в кузове седан стоит от 750 тыс. до 1 млн 333 тыс. рублей. Седан Vesta обойдется в сумму 1,24–1,960 млн рублей. При этом рекомендованная розничная цена кроссовера Geely Monjaro — 4,6–5 млн рублей, а Haval Jolion — от двух с небольшим миллионов до 2 млн 950 тыс. рублей.
Тем не менее АвтоВАЗ, судя по статистике «Автостат Инфо», при схожем количестве проданных Granta (+3% к 2023 году) смог выручить почти на 30% больше в деньгах. Если в начале 2023 года базовая Granta, по данным «Автостата», стоила 678,3 тыс. рублей, то год спустя уже 699,9 тыс. рублей. Менялись цены и на другие комплектации машины.
Продажи Monjaro за тот же период выросли на 138%, а выручка — на 133,6%. Результаты Haval Jolion — 51% и 65,8% соответственно. Эти машины дорожали умеренно.
Неофициальный премиум
Премиум-сегмент возглавила китайская марка Lixiang, которая, несмотря на отсутствие официальных поставок, пережила в 2024 году бурный рост: на эти машины россияне потратили 188,2 млрд рублей. На втором месте Exeed, который, несмотря на падение продаж, смог немного увеличить выручку.
На третьем месте автомобили Mercedes-Benz, поставляемые в нашу страну альтернативными путями. Поклонники немецкой премиум-марки потратили на ее модели 153,6 млрд рублей, на 18,8% больше, чем в 2023 году, и купили на 8,7% больше машин.
Стали менее доступными
Нелинейный рост выручки и продаж в штуках связан с ростом средневзвешенной цены нового автомобиля, которая за год прибавила почти 6%, отмечает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев. По его словам, основной рост цен случился во втором полугодии прошлого года.
— Рост продаж легковых автомобилей на 48% и рост средней цены дали общий рост выручки на 62,54%, — заявил Ренат Тюктеев.
Разница между ростом объема продаж и ростом расходов указывает на повышение цен на модели, а также на изменение их комплектации, что актуально практически для всех автобрендов, считает управляющий директор компании Frank Auto Ирина Франк.
— Судя по представленным данным, доступность бюджетных автомобилей действительно снизилась. Например, для Lada Granta заметный рост цен (+29,63%) при скромном росте в продажах (+3%) сигнализирует о том, что эта модель уже меньше доступна для определенного сегмента потребителей, — рассказала «Известиям» Ирина Франк.
«Имеют в деньгах гораздо больше»
Затраты на покупку автомобилей отражают стоимость, отмечает партнер «Автостата» Игорь Моржаретто.
— АвтоВАЗ занимает 30% рынка в штуках, но в деньгах только 10%. Средняя стоимость модели АвтоВАЗа, допустим, 1 млн 300 тыс. рублей, а у Chery зашкаливает за 3 млн. Получается, что некоторые китайские бренды, которые занимают условно 10% рынка, в деньгах имеют гораздо больше. В течение года все модели и марки так или иначе дорожали либо объявлялось об изменениях в комплектации, — рассказал эксперт.
По его словам, увеличение размера утильсбора пока не сильно повлияло на цены китайских автомобилей.
— Запасы довольно большие. Автопроизводители до сих пор не распродали машины, ввезенные до повышения утильсбора, — отметил Игорь Моржаретто.