Проверочная забота: с российских предпринимателей будут требовать меньше отчетности
Новая стратегия развития государственной статистики до 2030 года, которая подготовлена Росстатом, позволит сократить в два раза отчетную нагрузку на бизнес. Об этом сообщил вице-премьер РФ Александр Новак в ходе совещания у председателя правительства Михаила Мишустина. Может ли это увеличить число нарушений со стороны компаний и как еще власти планируют поддерживать предпринимателей в условиях санкций — в материале «Известий».
Административные издержки
Сокращение отчетной нагрузки на бизнес в рамках новой стратегии развития государственной статистики может повлиять на число нарушений со стороны компаний, но необязательно приведет к их увеличению, считает основатель «Школы практического инвестирования» Федор Сидоров.
— С одной стороны, упрощение отчетности снижает риск непреднамеренных ошибок и уменьшает административные издержки. С другой стороны, ослабление контроля теоретически может создать условия для недобросовестных практик, если не будут внедрены эффективные механизмы саморегулирования и цифрового мониторинга, — заявил «Известиям» эксперт.
Для более масштабной поддержки предпринимателей в условиях санкций власти могут рассмотреть дополнительные меры, такие как налоговые каникулы, которые позволят бизнесу временно снизить фискальную нагрузку и высвободить средства на операционную деятельность.
— Также могут быть введены кредитные каникулы, дающие компаниям возможность отсрочить выплаты по займам, что особенно актуально для малого и среднего бизнеса, испытывающего трудности с ликвидностью. Еще одной эффективной мерой может стать временное ограничение проверок, что поможет снизить административное давление и позволит предпринимателям сосредоточиться на адаптации к новым экономическим условиям, — пояснил он.
Комплексный подход, включающий упрощение отчетности, налоговые и кредитные послабления, а также снижение регуляторной нагрузки, по его мнению, может значительно повысить устойчивость бизнеса в текущей ситуации.
В сложившихся условиях власти должны и дальше продолжать уменьшать бумажную волокиту для бизнеса, заявил «Известиям» первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. Кроме того, статистические данные следует адаптировать для нужд предпринимателей. По мнению сенатора, сейчас не хватает более структурированного анализа ситуации на рынке по различным направлениям.
Уровень прозрачности
Говоря о доступности достоверной государственной статистики и финансовой прозрачности в целом, нельзя переоценить значимость этих тем, особенно в период рыночной волатильности, макроэкономической и геополитической нестабильности, когда растет спрос на информацию, способную помочь экономическим агентам преодолеть неопределенность и принять рациональные экономические решения, отметила эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Татьяна Хансуварова.
— С 70-х годов прошлого века написано множество исследований об информационной асимметрии. Финансовая прозрачность обеспечивает эффективное ценообразование и более справедливое перераспределение ресурсов, повышает доверие инвесторов и участников рынка, снижает риск панических действий на рынке. Иными словами, высокий уровень финансовой прозрачности — благо, — сказала «Известиям» эксперт. — Однако в борьбе за финансовую прозрачность качественные характеристики раскрываемых данных могут быть важнее количественных. Данные должны быть достоверными, точными, существенными, их предоставление — своевременным, а методологии — понятными.
«Забюрократизованность» и избыточная отчетность, по ее словам, остаются серьезной проблемой российского бизнеса и общества в целом. Снижение отчетной нагрузки на бизнес, предусмотренное стратегией развития системы государственной статистики и Росстата до 2030 года, необязательно будет означать снижение финансовой прозрачности или рост возможностей для бизнеса скрыть нарушения.
— Снижение нагрузки через ее оптимизацию, то есть упрощение форм и методологий, исключение дублирующих запросов, отказ от сбора нерелевантных показателей, рост уровня цифровизации обработки выглядят как разумные меры на пути к повышению качества данных, а значит, и доверия к ним, — отметила она.
С одной стороны, снижение объема отчетности уменьшит количество форм, которые бизнес должен подавать, отметил управляющий партнер компании «+7 Продакшнз» Александр Кривошеев. С другой стороны, новые автоматизированные системы будут активно контролировать точность и достоверность информации, что требует от компаний высокой ответственности за представляемые данные.
— Работа с Big Data и новыми цифровыми платформами будет требовать от малого бизнеса временных затрат на обучение и адаптацию к новым стандартам. Это нормально, ведь инновации требуют цифровой грамотности от всех участников процесса, — сказал «Известиям» он.
В ходе адаптационного периода, по его мнению, число нарушений может быть больше, так как компании будут разбираться в процессах. Но за один или два квартала этот фактор скорректируется, и в итоге инициатива принесет позитивный эффект.
— Для поддержки бизнеса при текущих ставках по заемным средствам нам прежде всего актуальна финансовая поддержка в виде субсидий и льготного кредитования. А также снижение административных барьеров и упрощенное участие в сегменте государственных закупок для малого бизнеса, — добавил эксперт.
«Известия» направили запрос в Минэкономразвития, но на момент публикации ответ получен не был.
Ранее стало известно, что количество ликвидированных в РФ компаний в 2024 году снизилось на 36%, созданных — на 11%. При этом число действующих предприятий выросло на 0,5%.
Согласно постановлению правительства, внеплановые проверки отменены до 2030 года. Роспотребнадзор проводит контрольные мероприятия без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. При выявлении нарушений инспектор организует выездное обследование без взаимодействия с контролируемыми лицами и наблюдения. По результатам он выносит предупреждение о недопустимости нарушений обязательных требований и рекомендации по соблюдению обязательных требований.