Таланты в сердце Чечни: впервые в Грозном пройдет отборочный тур благотворительного детского фестиваля «Добрая волна»
«ГЕМОХЕЛП» оптимизирует процесс передачи данных лабораторных исследований с помощью сервиса N3.Health ОДЛИ
Операционная система «АльтерОС» совместима с платформой ПАРУС
История Джин Хиллиард: как удалось выжить замерзшей чудо-девочке
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому коммерческие места в вузах должны распределяться по примеру бюджетных: в пользу нужных государству специальностей. В результате прием абитуриентов на платные направления, не попавшие в перечень приоритетных, будет сокращён, а обучение подорожает. Виктор Левин Ох уж эти юристы и экономисты… Похоже времена, когда абитуриенту или его родителям стоило только захотеть и ткнуть пальцем в список вузов, чтобы пойти на платное отделение, проходят. Причина проста: за последние четверть века система вузовского образования наплодила столько никому не нужных горе-специалистов, что работать на нужных направлениях экономики и социальной сферы стало некому. На март 2025 года, по информации сайта HeadHunter, примерно 40% выпускников вузов не работают по полученной в вузе профессии. А судя по исследованию Росстата, проведённому в прошлом году, цифра «лишних» людей составила около 30% выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений. И, как правило, это юристы и экономисты. По словам сенатора Лилии Гумеровой, из четырех миллионов мест в вузах, финансируемых из бюджета и внебюджетных источников, четверть занимают будущие экономисты и юристы. «Когда мы провели анализ, если четыре миллиона сегодня мест бюджетных, внебюджетных, четверть из них составляют юристы и экономисты. Конечно же, в таком количестве они не нужны сегодня для экономики, но мы недополучаем инженеров, врачей, педагогов», — сказала Гумерова. При этом есть профессии, в которые выпускники вузов идут в массовом порядке. Это — врачи (97%), педагоги (80%), деятели культуры и искусства (79%), военные (79%). По данным Минобрнауки за 2024 год, чаще всего работу по специальности находят выпускники инженерных направлений — 97% из числа вышедших на работу сразу после выпуска. И это довольно точно представляет нужды реальной экономики и государства, которое проводит политику импортозамещения и реанимации промышленности и сельского хозяйства. Закон о реформе платного образования выдвинула высшая власть Законопроект, направленный на регулирование приема студентов на коммерческие отделения высших учебных заведений, внесен в Государственную Думу группой депутатов, возглавляемой спикерами обеих палат парламента — Валентиной Матвиенко и Вячеславом Володиным.Новый законодательный акт разработан в рамках реализации поручений президента Владимира Путина, данных по итогам заседания Совета по науке и образованию, которое состоялось в начале февраля. Рассмотрение документа в первом чтении предварительно назначено на май месяц. Учитывая статус инициаторов, вероятность его принятия более чем высокая. Поэтому можно предположить картину недалекого будущего. Что изменится в правилах приема в вузы с 1 сентября 2026 года Во-первых, начнется контроль за распределением платных мест в государственных университетах с учетом реальных потребностей экономики в специалистах. Организатором процесса выступит Министерство науки и высшего образования. Во-вторых, правительство сократит перечень специальностей, для которых предоставляется льготный образовательный кредит под 3% годовых. Список профессий перешлют в банки, которые кредитуют студентов. Эксперт в области экономики образования Сергей Тимонин не исключает возможности того, что уже приемную кампанию 2025 года банки, следуя негласному распоряжению, начнут отказывать в льготных займах тем абитуриентам, кто выбирает неинтересные государству специальности. Без льготных программ многие семьи не смогут позволить себе платить за обучение, а обычные коммерческие займы не смогут стать полноценной альтернативой из-за высоких процентных ставок. Кандидат педагогических наук Ольга Кравченко добавляет, что образовательная политика направлена и на сокращение миграции студентов из регионов в московские учебные заведения. «В преддверии начала приемной кампании вузы опубликовали контрольные цифры приема. Одним из неожиданных моментов стало отсутствие московского Департамента здравоохранения в списке заказчиков целевого обучения Сеченовского университета, — отмечает Кравченко. — Это может быть связано с тем, что на целевые места абитуриенты отбираются независимо от места регистрации, а Москва больше не заинтересована в приеме иногородних. Вероятно, это является первым сигналом для школьников из регионов.» Валентина Матвиенко ранее выразила мнение о необходимости сокращения приема студентов из регионов в вузы крупных городов. Похоже, что задачи, поставленные при введении ЕГЭ — обеспечить равные возможности для поступления всем абитуриентам, — больше не являются приоритетными. Сегодня основная цель — подготовка специалистов, востребованных в каждом регионе, а не только в Москве». В-третьих, результатом реформы станет существенное сокращение количества платных мест в государственных вузах по ряду специальностей и росту популярности и стоимости обучения в частных университетах. Также, вероятно, увеличится число абитуриентов, уезжающих для получения высшего образования за границу. «Ключевой вопрос заключается в масштабе сокращения платных мест на направлениях, которые власти считают невостребованными. Если это будет касаться ликвидации факультетов в непрофильных вузах с низким качеством образования — это одно. Однако, повсеместное сокращение числа юристов и экономистов может привести к их острому дефициту в будущем, несмотря на то, что потребность в квалифицированных специалистах в этих областях остается высокой и сейчас», — заключает эксперт. Нужно ли России платное высшее образование? Карта Европы наглядно показывает, что во многих странах высшее образование бесплатно для местных жителей. Так было и в СССР, где выпуск специалистов был подстроен под нужды плановой экономики. Необходимо подчеркнуть, что российская система образования не входит в число передовых, отставая по качественным показателям от признанных лидеров, таких как Сингапур, Финляндия, Япония и Канада. Об этом свидетельствует 27-е место в международном рейтинге PISA. Несмотря на то, что 27-е место является неплохим результатом, наблюдается тенденция к его ухудшению. Среди множества причин особенно выделяется объем государственного финансирования образования. В 2024 году доля расходов на образование в федеральном бюджете снизилась с 4,8% до 4,2%, что значительно ниже, чем, например, в 70-е годы в СССР, когда на эти цели выделялось около 7% бюджета. В пересчете на процент от ВВП, Россия тратит на образование 1,1%, занимая 34-е место в мировом рейтинге по этому показателю. Лидирующие позиции по доле расходов на образование в % от ВВП занимают Южная Корея, Тайвань и Швейцария. Что касается абсолютных значений и затрат на одного ученого, то здесь лидеры общеизвестны: США (657,5 млрд долларов общих затрат и 390 тыс. долларов на одного ученого), Китай (525,7 млрд долларов / 250 тыс. долларов), Япония (173 млрд долларов / 254 тыс. долларов), Германия (147 млрд долларов / 328 тыс. долларов). Россия занимает 10-е место (44 млрд долларов / 111 тыс. долларов). Аналогичная картина наблюдается и в списке стран по количеству научных открытий, новых патентов и лауреатов Нобелевской премии. Похожее распределение можно увидеть и в рейтинге фондовых рынков по капитализации. В бюджете России на 2025 год общие расходы увеличены на 9% в годовом исчислении. Этого явно мало для введения бесплатного высшего образования, считают специалисты.