Когда пришла к нему любовь. Игорь Костолевский — о разрушении стереотипов
«Звезда пленительного счастья», «Безымянная звезда», «Тегеран-43», «Гараж», «Законный брак»... Один из самых красивых и талантливых советских актеров, сегодня Игорь Костолевский нечасто балует поклонников «полным метром». Но 8 мая в прокат выйдет спортивная драма «Финал» с его участием — об Олимпиаде-2012, где наши волейболисты победили бразильцев. А еще в этом году состоялась премьера проекта «Когда пришла к тебе любовь», в котором артист выступает с ансамблем «Солисты Москвы». Спектакль-концерт уже представили в Москве, Новосибирске, Барнауле, Хабаровске. О любви в театре и в жизни «АиФ» и поговорил с актером.
Первый опыт — часто несчастный
Татьяна Уланова, aif.ru: Игорь Матвеевич, Юрий Башмет рассказал, что, несмотря на многолетнюю дружбу, вы впервые оказались на одной сцене только в проекте «Когда пришла к тебе любовь». Как же так?
Игорь Костолевский: Действительно, мы с Юрой знакомы очень давно. Но вместе работать не доводилось. Поэтому, когда Марина Брусникина предложила мне этот рассказ, мы пошли к Юре. Он проникся идеей. И для меня большая радость — творческая и человеческая, что судьба свела нас. Мы одинаково ощущаем материал. Кроме того, когда оказываешься в компании талантливых людей, сам чувствуешь себя талантливее. «Солисты Москвы» — фантастические музыканты. Быть с ними на цене — счастье. Жанр ведь необычный — здесь не само по себе слово, не сама по себе музыка, а некий симбиоз. И когда ты проникаешься музыкальной тканью, талантливо исполненной, то и слово начинает звучать иначе. Я стараюсь идти от музыки, прочувствовать ее через рассказ Юрия Казакова.
— Это не самый популярный писатель. Незаслуженно, конечно. А вы его прежде читали?
— Очень мало. К сожалению. Писатель-то грандиозный, в ряду лучших советских авторов. Но, вы правы, незаслуженно забытый. «Голубое и зеленое» — пронзительный, трогательный рассказ о первой любви. Он касается всех. Все через это прошли. Первая любовь, как первый опыт, часто несчастна. Но она не забывается. Ощущения остаются на всю жизнь — и неуверенность, и робость, и отчаяние, когда вдруг понимаешь, что тебя не любят. Все это удивительно передал Казаков. Потому и публика не просто воспринимает текст, а понимает, чувствует.
— Мне показалось, в Новосибирске слушатели были более чуткими, чем в Москве. Лучше реагировали на интонации, тонкую иронию героя.
— В Новосибирске — чудесная публика. И Транссибирский арт-фестиваль, который проводит Вадим Репин, — удивительный. Я приехал накануне своего спектакля и побывал на концерте, где выступали молодые ребята, существующие под эгидой Вадима. Какие же они все талантливые! Удивительные! А уж когда он в конце вышел и сыграл вместе с ними, это было просто потрясающее, незабываемое зрелище.
И Юра Башмет делает великое дело. Он просветитель, педагог. Вот мы из Новосибирска поехали на машине в Барнаул. Вечером у нас выступление, а Юра днем еще едет и дает мастер-класс, открывает свою школу. Такая любовь к музыке! А главное — желание отдавать. Это ведь самое главное в Художнике — не скрывать свои знания, талант, но делиться. Представляете, как он рад, когда у других что-то получается!
Засыпать и просыпаться вместе
— Когда слушаешь, как вы читаете рассказ юного Алеши, кажется, что сами переживаете все его эмоции. А еще кажется, что в этот момент вы вспоминаете, как возникла ваша любовь к француженке Консуэло. В 50+ чувства ведь переживаются иначе, нежели в 16 лет.
— Я не очень люблю теоретизировать по поводу любви. Я плохой специалист в этом. Скажу только одно — я люблю. Я счастлив. И благодарен судьбе, что встретил Консуэло — она любит, чтобы в России ее называли Дусей (Консуэло крещена в православии под именем Евдокия — прим. ред.).
Я Дусю очень люблю, она в корне изменила мою жизнь. Да не просто изменила!.. То, что я сейчас из себя представляю, во многом — ее заслуга. Я живу с удивительной женщиной. Многие могут подумать, что я продвигаю, рекламирую свою жену. Но, знаете, когда люди не думают, они осуждают. А я все-таки говорю для думающей публики. Что еще добавить? Я люблю, когда мы с Дусей засыпаем и просыпаемся вместе. Вот и всё!
— Поезд Москва — Париж — Москва, которого в свое время добилась ваша супруга, сейчас не ходит. Чем занимается Консуэло-Дуся?
— Дуся — очень разносторонний человек. Она почетная железнодорожница, к ней с уважением относятся в РЖД. Но теперь она советник гендиректора в другой крупной компании. Кроме того, Дуся придумывает и сама продвигает творческие проекты. Например, сериал «Серебряный волк», который был показан по федеральному телеканалу, — ее идея, которую она втайне от меня осуществила, как подарок на мой юбилей (актер играет главную роль — полковника в отставке — прим. ред.). Сейчас в работе еще несколько проектов. Один лишь факт, что Дуся бросила во Франции все и выстроила свою судьбу в России, по большей части живя именно здесь, согласитесь, о многом говорит.
— В родном Театре им. Маяковского у вас другая любовь — по Маркесу. Там вы, простите, — 90-летний посетитель публичного дома... Весьма провокационная работа. Не думали, что можете оттолкнуть поклонников таким вот Костолевским?
— Заканчивая курс у великого педагога Андрея Александровича Гончарова, я выпускался как комедийный острохарактерный артист. Обожаю неожиданные роли, обожаю то, что, кажется, очень далеко от меня. Да, возможно, зрителям непривычно видеть меня в ином качестве. Но я это очень люблю. По-моему, только так и можно двигаться вперед, расширяя свои возможности и горизонты. Потому я играл и Плюшкина, и Аздака в «Кавказском меловом круге». А сейчас — 90-летнего старика в пьесе «Любовь по Маркесу», поставленной талантливым Егором Перегудовым.
Это светлый спектакль о любви! Совершенно чистой, лишенной всякой пошлости! И основная идея его в том, что пока ты живешь — ты любишь. Точнее так: пока любишь — живешь. Как только перестаешь любить — жизнь твоя прекращается.
Маркес — латиноамериканский писатель. У него совершенно особый мир, и мне эта роль очень интересна. А если кому-то спектакль кажется провокационным, ну что ж... Каждый воспринимает в меру своей испорченности. Значит, люди не читали Маркеса, не понимают, о чем речь. Спектакль может быть скучен для молодого поколения, но тех, кто пожил, он заставляет задуматься. Сужу по реакции зала.
— В кино-то вас тоже многие полюбили за роли романтиков. А вы вдруг согласились на сериал «Триггер», где опять провокации, только уже со стороны экранного сына.
— Да, роль совершенно неожиданная. Но, если кто-то возненавидел моего героя, значит, я хорошо сделал работу. Как сказано в одной пьесе, надо просто жить и выполнять свои обязанности. Мне вообще кажется, что в жизни я только и делал, что старался разрушать привычные стереотипы о себе. В кино ли, в театре. Иногда получалось, иногда — не очень. Публика же у нас разная, как писал Островский, на всех не угодишь.