Вставать на рельсы. В столице идут работы по обновлению трамвайной сети
Новые помещения, цеха и комнаты для персонала – мэр Москвы Сергей Собянин открыл старейшее действующее трамвайное депо после реконструкции.
На изменения посмотрел корреспондент «АиФ» и узнал, как в ближайшем будущем изменится один из самых популярных видов городского транспорта.
Новая жизнь старейшего депо
Осмотр обновлённого депо Сергей Собянин начал с небольшой экскурсии, после чего сразу направился побеседовать с сотрудниками трамвайного парка. Мэр поблагодарил сотрудников за усердную работу, благодаря которой в прошлом году количество пассажиров московских трамваев увеличилось на 20%, а также выразил уверенность, что в обновлённом здании трудиться будет приятнее, а производительность и качество возрастут. «Это, конечно, результат совместной работы, огромной работы и строителей, и путейцев, и тех, кто работает на линии», – отметил Сергей Собянин. Впрочем, ремонтом депо имени Апакова планы по обновлению трамвайной сети в городе не заканчиваются. На первом этапе этой работы обновили 96% путей (которые уже помогают снизить шум от трамваев) и 97% подвижного состава. Следующий этап – реконструировать до 2030 года все столичные трамвайные депо. «С учётом того, что трамваи становятся всё более востребованы, мы приняли решение и о расширении трамвайных путей и практически ежегодно запускаем новые трамвайные участки, новые линии, восстанавливаем старые и строим новые. Так что у трамвая большое будущее», – подчеркнул мэр.
Отметим, что комплексную модернизацию депо начали в 2021 году, работы заняли четыре года, в течение которых движение по маршрутам, которые оно обслуживало, не останавливалось. За время ремонта на предприятии изменили схему движения, обустроив 10 проходных путей, в результате чего трамваи теперь могут разворачиваться на территории депо, не создавая помех движению на Шаболовке. Сделали и 29 новых канав, увеличив их ширину, – так наконец появилась возможность поставить вместо устаревших вагонов Tatra современные «Витязь-Москва». Как раз в таком вагоне «Витязь-Москва» прокатился Сергей Собянин после беседы с работниками предприятия. Увеличили вместимость депо – теперь на ночной отстой тут может поместиться до 77 вагонов, то есть весь подвижной состав. Обустроили новые цеха и мойки, поэтому сотрудники могут ремонтировать 13 вагонов одновременно и мыть до 12 вагонов в час, таким образом полностью закрывая нужды депо. В целом производственная мощность депо увеличилась более чем в 2 раза.
Таким депо имени Апакова было в 1998 году. Депо сейчас, после реконструкции.
Фото: РИА Новости / Олег Ласточкин; АГН МоскваРаботать теперь удобнее
«Улучшились и бытовые условия для работников: отремонтировали столовые и комнаты отдыха. После реконструкции в нашем штате будет более 400 сотрудников, а парк подвижного состава составит 77 абсолютно новых вагонов. На данный момент маршруты обслуживают всего 32 вагона, и 100%-ное обновление подвижного состава ожидаем до конца года», – рассказал «АиФ» начальник депо имени Апакова Андрей Маракаткин.
Как отреагировали на изменения сотрудники, «АиФ» рассказала водитель РГПМ Оксана Горкунова, начавшая свою карьеру в качестве водителя трамвая семь лет назад и успевшая поработать в депо до реконструкции: «Раньше депо было в стиле ретро, хорошее для своего времени, но уже устаревшее. На время ремонта мы «ютились» на Трамвайном ремонтном заводе. Очень рады, что теперь работаем в шикарном обновлённом здании. Светло, просторно. Нам, водителям, стало намного удобнее работать, можно вагон спокойно обойти и осмотреть». Рада Горкунова и замене старых вагонов на «Витязи». По её словам, у новых установлен «задний» пульт управления, с помощью которого можно спокойно сдать назад.
Сеть будут расширять
Работы по модернизации трамвайной инфраструктуры в городе будут масштабные. Так, до 2030 года власти планируют обновить ещё четыре депо и перепрофилировать бывший 7-й троллейбусный парк в новое трамвайное депо Нагатинское, сообщил Сергей Собянин в своём телеграм-канале. Будут и расширять трамвайную сеть. В Москве появится новая линия на проспекте Академика Сахарова, восстановят линию на Трифоновской улице. Не обойдётся и без инноваций: к запуску планируется беспилотное движение трамваев.
Сергей Собянин отметил, что Москва является мировым лидером по темпам обновления трамвайного парка. Посмотреть на то, как менялся этот вид общественного транспорта, жители и гости столицы смогут 19 апреля – в депо имени П. Л. Апакова пройдёт парад трамваев.
Депо, которому более века
Трамвайное депо имени Апакова работает с 1909 года.
В день его открытия на Шаболовке всё было оснащено по последнему на тот момент слову техники – с паровоздушным отоплением, утеплением кровли из пробковой плитки, собственной кузницей и жилым домом для сотрудников. Между тем за годы непрерывной работы, в том числе и в качестве главного испытательного центра трамвайной техники на территории страны (тут, например, тестировали знаменитые вагоны Tatra), депо поизносилось.
Первый капитальный ремонт прошёл ещё в 1960-е, но к началу XXI века и здание, и технические решения в нём безнадёжно устарели.
В середине 2000-х депо имени Апакова было единственным в столице, куда трамваи были вынуждены заезжать задним ходом, что создавало очереди из транспорта на улице Шаболовка.
В связи со всем вышесказанным возникла идея снести депо и построить на его месте жилые кварталы, бизнес-центр и ТРЦ.
Однако в 2011 году по решению Сергея Собянина от неё отказались: сохранение исторического депо вошло в планы по развитию трамвайного движения в Москве.